«Через десять лет эту сделку могут считать переломной точкой». Как покупка маркетплейса в Турции повлияет на Kaspi

Дата публикации: 22.10.2024, 16:56
Kaspi.kz

Фото — kapital.kz

На прошлой неделе Kaspi.kz подписал соглашение о приобретении около 65% акций турецкого маркетплейса Hepsiburada. Специально для Digital Business инвестиционный директор Atlas Capital Аскар Ахмедов объяснил, как такая покупка отразится на экономических показателях Kaspi и какие риски сулит казахстанской компании эта сделка.

С учетом того, что Kaspi решил вложить более $1 млрд в покупку Hepsiburada, отмечает эксперт, можно сделать вывод, что в компании видят хороший потенциал в бизнесе на рынке Турции:

– В последние годы продажи Hepsiburada растут в среднем на треть каждый год. Причем сумма продаж достаточно невысокая для такого большого рынка как Турция. К примеру, GVM (Gross Merchandise Value, валовая стоимость товара – прим. Digital Business) Hepsiburada за 2023 год составил $4 млрд, а у Kaspi – $9,2 млрд. Пока еще сильная фрагментация игроков и ненасыщенная доля онлайн-коммерции означает большое пространство для дальнейшего роста. Не удивлюсь, если через несколько лет GMV Hepsiburada догонит Kaspi Магазин, и станет основным направлением роста.

Также Аскар Ахмедов подчеркивает, что Hepsiburada по сути первая покупка Kaspi, которая может ощутимо повлиять на метрики компании:

Аскар Ахмедов

Инвестиционный директор Atlas Capital Аскар Ахмедов. Фото: Atlas Capital

– Прежние инвестиции в другие страны, к сожалению, практически не заметны в отчетности Kaspi. Остается надеется, что фокуса менеджмента будет достаточно для сохранения лидерства в Казахстане и повышения уровня в Турции. Следующими ближайшими шагами будет обмен опытом и внедрение лучших практик. Но чуть более долгосрочно можно ожидать, что подход Kaspi (рассрочки, платежи, банкинг для МСБ и SuperApp) будет накладываться на Hepsiburada. В идеальном варианте Kaspi может повторить историю успеха на рынке в 4 раза больше родного. И через десять лет именно эту покупку будут считать переломной точкой.

Что касается рисков, то эксперт отмечает в первую очередь валютный:

– Турецкая лира ослабела на 74% с IPO Hepsiburada, что сильно бьет по метрикам компании в долларовом выражении. Валютный риск же исходит из денежно-кредитной политики – в Турции базовая ставка составляет 50%, что делает рассрочки очень невыгодными для продавцов. Будем надеяться, что к моменту их внедрения инфляция и ставки снизятся.