Много пушей, мало госуслуг, «живая» поддержка. Обзор супераппа Freedom
Продолжаем битву супераппов на Digital Business. На очереди – приложение Freedom SuperApp, которое запустили в марте этого года. Мы тестировали его на самом начальном этапе, когда большинство функций находились в разработке. Посмотрели, что изменилось за полгода, и как сейчас работает приложение.
Важное уточнение: большую часть функций проверяли до массового сбоя с рассылкой push-уведомлений. Мы изначально не включили уведомления, поэтому наш обзорщик не получал бесконечные «пуши». К сожалению, обещанной Тимуром Турловым компенсации нам не положено.
Дисклеймер. В данном материале мы делимся собственным опытом использования приложения. Это журналистский эксперимент, а не всесторонний экспертный обзор сервисов.
- Банк. Счета отдельно, сервисы отдельно
- Переводы. Есть варианты без комиссии?
- Госуслуги. Функций немного, но все работает
- Коммуникация со службой поддержки: бот или человек?
- Путешествия. Цены как на официальных сайтах, но без рассрочек и кредитов
- Продукты. Пока без маркетплейса
- Выводы
Банк. Счета отдельно, сервисы отдельно
В отличие от Kaspi и Halyk на главной странице Freedom отображается только банковская информация по всем картам (дебетовым, депозитным и т.д.). Можно посмотреть остаток на счете, открыть новый продукт (карту, депозит или страховой полис), брокерский счет или начать торговать на Forex. «Госуслуги», «Путешествия», «Афиша» и «Продукты» находятся в разделе «Сервисы», а курсы валют доступны во вкладке «Еще» на нижней панели.
При выборе одной из карт открываются ее реквизиты и стандартный набор банковских функций: можно пополнять карту, менять пин-код и т.д. Как и у Halyk, есть опция подключения карты к электронному кошельку Apple Pay, Samsung Pay или Google Pay.
Чуть ниже отображаются последние операции по картам. Их можно фильтровать по дате и виду операции: отдельно посмотреть историю покупок, пополнений, снятий, кэшбэков и др. Покупки при этом автоматически разделяются по категориям: такси, авто и др. Если в Kaspi для этого существует два раздела – «Аналитика покупок» и «Выписка», то у Freedom все в одном месте – это удобнее.
В этом же месте можно установить лимиты на снятие наличных, интернет-платежи и безналичные операции: для всех случаев есть вариант «без лимита».
Также же у всех пользователей супераппа есть возможность активировать валюту Freedom (ту самую, которой будут компенсировать «пуши»), привязанную к акции холдинга . Для этого нужно прикрепить валюту к одной из ваших карт. Кэшбэк в валюте начисляется автоматически с каждой покупки. Ей можно оплачивать услуги, пополнять и держать в ней денежные средства.
Переводы. Есть варианты без комиссии?
Перевести деньги со счета Freedom можно несколькими способами:
- По номеру телефона с карты. Такой вариант доступен для перевода клиентам Freedom Bank, Home Credit Bank, БанкЦентрКредит, Евразийского банка, Алтын, Bereke, Jusan, РБК и Казпочты. Комиссия – 10 тенге вне зависимости от суммы перевода, однако больше, чем 500 тысяч тенге за раз таким способом перевести нельзя.
- По номеру телефона со счета. В этом случае комиссии не будет, однако способ действует только для клиентов Freedom Bank.
- По номеру карты. Такие переводы можно делать исключительно в тенге и на карты банков РК и стран СНГ. Сумма комиссии зависит от банка получателя и страны переводы.
- По реквизитам. Этот способ доступен как для физлиц, так и для казахстанских компаний. Сумма комиссии рассчитывается индивидуально.
- Перевод SWIFT. Комиссия в этом случае составит до 0,5% от суммы. Такой перевод можно проводить в долларах, рублях или юанях, однако деньги будут идти получателю до 3 рабочих дней.
Госуслуги. Функций немного, но все работает
В приложении Freedom отображаются цифровые документы граждан Казахстана и иностранцев с ВНЖ. При этом пользователь должен быть зарегистрирован в Egov, откуда данные автоматически подгружаются в суперапп.
В случае с Freedom мы смогли открыть цифровой документ в три клика: выбрали раздел «Госуслуги», затем «Цифровые документы» и перешли к нужному документу из списка. Разрешение на операции с биометрией приложение не запрашивает (в отличие от супераппа Halyk), поэтому никаких проблем не возникло.
С регистрацией ИП все также прошло гладко. Приложение быстро провело по всем пунктам оформления: указали название, выбрали налоговый режим и вид деятельности. После заполнения всех данных нужно ввести код подтверждения, который придет на мобильный телефон. И все – ИП готово.
Оформить заявку на прописку не получилось: однако из обзора Kaspi мы помним, что дело не в супераппе, а в требовании ЦОНа. Зато смогли оформить справку о наличии (отсутствии) недвижимости в Казахстане. Сервис сформировал документ примерно за 2-3 минуты.
В целом раздел Госуслуг у Freedom работает без перебоев, однако функций меньше, чем в других супераппах. Например, пока нельзя подать заявку на регистрацию брака или оформить свидетельство о рождении.
Коммуникация со службой поддержки: бот или человек?
Всем службам поддержки из нашего эксперимента задали один вопрос: «Как перевести деньги в другую страну по номеру счета?».
Сначала нам пришло автоматическое сообщение: «Добрый день! Спасибо, что обратились во Freedom Bank». Затем появился уточняющий вопрос касательно валюты перевода. Кто его отправил, бот или человек, до конца непонятно. Но больше похоже на реального менеджера. В течение нескольких секунд нам сообщили, что переводы в долларах США (именно эту валюту указали как желаемую) пока недоступны, однако можно перечислять деньги в евро. Затем отправили инструкцию и информацию о лимитах. В итоге на коммуникацию с поддержкой ушло меньше 10 минут: оператор отвечал моментально.
После сбоя также отправляли запрос в техподдержку: спрашивали про доступность госуслуг. Ответили быстро, а к приветственному сообщению добавили извинения и информацию о компенсации валютой Freedom. В этот момент мы даже немного пожалели, что отключили «пуши».
Путешествия. Цены как на официальных сайтах, но без рассрочек и кредитов
С апреля прошлого года сервис онлайн-продажи авиа и ЖД-билетов Aviata стал частью экосистемы Freedom. Проверяем, как работает платформа внутри супераппа. Выбираем самое популярное внутреннее направление – Алматы-Астана. Диапазон цен (рейсы через пару дней) – от 48 до 111 тысяч тенге за полет туда и обратно. При этом билеты от Air Astana и SCAT в супераппе продаются по той же стоимости, что и на официальных сайтах авиакомпании.
После выбора подходящего варианта необходимо ввести информацию о пассажире, на которого оформляется билет. При этом данные владельца карты уже сохранены в приложении. Далее сервис предлагает доп.услуги, например, смс-оповещение, или пожертвование в фонд для талантливой молодежи «Болашак» 200 тенге. Финальный этап – оплата. В отличие от конкурентов, у Freedom нет возможности оформить рассрочку или кредит.
По такой же схеме покупаем билеты на рейсы по направлению Алматы – Стамбул. Цены такие же как и на официальных сайтах авиакомпаний (проверили рейсы Air Astana и SCAT).
Смотрим, как работает сервис покупки ж/д билетов. Из Алматы в Тараз сервис предложил 8 вариантов поездов . Столько же нашли на официальном сайте КТЖ, но там они стоят на 500-800 тенге дешевле. Бронирование билета прошло быстро, однако был один неудобный момент: если в супераппах Kaspi и Hаlyk можно сразу посмотреть билеты обратно, то здесь их пришлось искать отдельно.
Возможности забронировать тур или купить билет на автобус, которые предлагают Halyk и Kaspi, у Freedom нет.
Продукты. Пока без маркетплейса
Пока что у пользователей Freedom нет полноценного маркетплейса с разными товарами, но они могут заказать товары из супермаркета Arbuz.kz, который стал частью экосистемы.
Все товары разделены на 22 категории, а те еще на несколько подкатегорий. Как и в случае с Kaspi пробуем купить молоко, яйца, макароны, хлеб и курицу. Некоторых брендов, представленных в MagnumGo, здесь нет, но выбор достаточно большой.
На формирование корзины ушло около 5 минут. Напротив каждого товара, помимо стоимости, указывается размер кэшбэк, который начислят после покупки. Такая бонусная система действует для всех сервисов, которые стали частью программы лояльности: Choco, Aviata, Arbuz, Naimi, Ticketon, страхование и др.
Есть функция «Заменить товар на другой», если его не будет в наличии. В других супераппах такого не видели. Также можно оставить чаевые курьеру.
Бесплатная доставка действует от 8 тысяч тенге: если сумма меньше, придется заплатить 700 тенге. Что касается скорости, то привести нужные товары пообещали за 2-4 часа: это быстрее, чем у Halyk, но медленнее Kaspi. Однако можно оформить экспресс-доставку за 60 минут стоимостью 900 тенге.
Выводы
- По количеству банковских функций Freedom делит первенство с Halyk: можно узнать курс валют, переводить деньги по номеру счета, открыть инвестиционный счет, а также подключить карту к электронному кошельку.
- Количество госуслуг в супераппе Freedom меньше, чем у конкурентов. Например, нельзя оставить заявку на регистрацию брака. Однако все доступные функции работают без багов.
- Служба поддержки быстро ответила на все вопросы. Если в чатах Kaspi и Halyk мы сразу общались с ботом, а потом с оператором, то здесь, похоже, сразу после автоматического приветственного сообщения в коммуникацию вступает живой человек.
- В разделе «Путешествия» можно купить только билеты на самолет или поезд. Однако цены на авиабилеты такие же, как и на официальных сайтах перевозчиков.
- Пока что у супераппа нет маркетплейса непродовольственных товаров, однако платформа по доставке продуктов Arbuz.kz предлагает широкий выбор продовольствия. Сумма для бесплатной доставки выше, чем у конкурентов, однако привозят заказы в течение нескольких часов.
- В целом суперапп во время нашего теста работал стабильно. А потом случился массовый сбой с рассылкой пушей, о котором уже знает весь интернет.