Лидеры финансового рынка обсудили цифровую эволюцию на Central Asia Fintech Summit
Про новые и классические бизнес-модели банков, платформенные и продуктовые подходы, а также про роль телеком-компаний и финтех-стартапов в повышении доступности платежей для всех говорили участники панельной сессии на Central Asia Fintech Summit в Алматы.
Спикерами панели выступили председатель правления Евразийского банка Ляззат Сатиева, председатель совета директоров, независимый директор Jusan Bank Куат Кожахметов, член совета директоров Freedom Bank Айдос Жумагулов, основатель и CEO финтех-компании S1lkPay Гани Узбеков и председатель правления телеком-оператора Kcell Аскар Жамбакин.
Модерировал сессию генеральный директор Mastercard в Казахстане и Центральной Азии Санжар Жамалов.
Цифровизация уравнивает возможности?
Казахстан активно развивает безналичную экономику (доля цифровых платежей уже около 90% в общем объеме), а банковский сектор открыт новым идеям и моделям. Санжар Жамалов обратил внимание на эти тренды в своем приветственном слове:
— Наша страна не только адаптируется к беспрецедентным изменениям, но и формирует инновации. За последние пять лет доля безналичных транзакций увеличилась более чем в 10 раз, а 8 из 10 транзакций совершаются через цифровые платформы банков. Приход финтех-компаний и телеком-операторов на рынок финансов приводит к эволюции основных институтов. Цель нашей дискуссии – обсудить, как традиционные банки и инновационные компании изменяют привычный ландшафт.
Первым на тему эволюции банковский системы высказался председатель совета директоров, независимый директор Jusan Bank Куат Кожахметов:
— С прошлого столетия наш банковский сектор развивался как один из лучших в СНГ благодаря не только предпринимательской жилке банкиров, но и реформам правительства. Высокие страновые и банковские рейтинги способствовали привлечению инвестиций. В 2004–2005 годах банковский сектор составлял 40% ВВП.
В результате кризисных явлений ландшафт поменялся. Сейчас мы обеспечиваем 25% от ВВП. В нашей стране почти не представлены зарубежные банки, хотя раньше конкуренция с ними была полезна нашим игрокам.
Каждый банк выстраивает стратегию самостоятельно. Но в определенных сферах уже сложно угнаться за лидерами рынка.
Председатель правления Евразийского банка Ляззат Сатиева представила свое видение по основным банковским моделям на казахстанском рынке:
— Банки второго уровня в Казахстане продолжают использовать традиционную [продуктовую] модель работы, хотя уже видны тенденции к гибридному [продуктово-платформенному] подходу в предоставлении услуг. Каждая модель имеет право на существование, здесь важно учитывать нужды клиентов.
После пандемии на арену вышло новое поколение пользователей. Молодежь выросла со смартфоном в руках и требует качественных и быстрых услуг.
Евразийский банк в основном придерживается классических методов. Мы не создаем платформенные решения, как многие другие игроки, а делаем акцент на своих сильных сторонах – например, автокредитовании. В нашей нише мы можем предложить клиентам почти все.
Для привлечения и удержания нового поколения клиентов мы работаем над расширением и улучшением своих каналов. Принимаем участие в экспериментах/песочницах с участием государства и МПС, чтобы в ногу со временем предлагать инновационные продукты. Как пример, криптофиатные операции – первая карта в Цифровом тенге с Mastercard.
Член Совета директоров Freedom Bank Айдос Жумагулов рассказал, как банк выстраивает в своем супераппе большую экосистему для пользователей:
— Банкиры находятся в исторической точке, когда цифровизация уравнивает всех. Теперь не нужно десятилетиями строить физическую инфраструктуру для достижения результатов. Упростился клиентский путь: ЭЦП и уникальные идентификаторы позволяют загружать всю информацию о пользователе за считанные секунды.
Несколько месяцев назад Freedom Bank запустил суперапп, в котором уже представлены различные лайфстайл-сервисы, страхование, а скоро туда добавятся и другие компании нашего холдинга. Экосистема Freedom охватывает 6-7 млн уникальных клиентов, что составляет 60-70% экономически активного населения. Это открывает огромные возможности для банка, у которого пока 1 млн клиентов.
С помощью набора сервисов от наших компаний в одной экосистеме пользователи знакомятся с Freedom Bank на разных этапах своей жизни. Например, кто-то в 18 лет покупает билет в кино, затем в 25 лет берет автокредит, а в 35 лет – ипотеку. Чтобы активизировать бесшовный переход трафика из одного стрима в другой, мы запустили программу лояльности.
Председатель правления Kcell Аскар Жамбакин поделился видением, как телеком-операторы могут дополнять банковских игроков:
— По разным оценкам, от 15 до 25 процентов населения относятся к категории underbanked, то есть не имеют доступа ко всем банковским услугам. Но у людей есть потребность совершать микроплатежи. Мы хотим им помочь, к примеру, с оплатой коммунальных услуг и штрафов. Банки не могут охватить все населенные пункты, а телеком-компании могут – благодаря покрытию мобильной связью.
Основатель и CEO финтех-компании S1lkPay Гани Узбеков также обратил внимание на категорию underbanked пользователей и высказал свое мнение, чего не хватает сейчас казахстанским финтех-стартапам:
— Мы тоже помогаем людям, у которых нет доступа к банковским услугам. Предлагаем возможность получать деньги от родственников, близких без открытия счета – достаточно иметь смартфон. При этом видим, что пользователи хотят пополнять виртуальные карты через криптовалюту, переводы peer-to-peer. Один из шагов в этом направлении – наше партнерство с криптовалютной биржей Bybit. Кроме того, S1lkPay является единственной небанковской финансовой организацией в регионе с принципиальным членством в Masterсard и сертифицированным платежным процессинговым центром.
По словам Гани Узбекова, международный опыт показывает, что демократизация процессов стимулирует инновации: «Если у предпринимателя есть идея, нужно дать ему возможность быстро протестировать ее и воплотить в жизнь».
Большие данные – возможности и риски
Общей темой для всех участников встречи стала работа с данными. Ляззат Сатиева отметила: сбор информации и ее централизованное хранение – это трудоемкий, но необходимый для банков процесс для дальнейшего использования данных в ML и дата-аналитике. Айдос Жумагулов подчеркнул, что при передаче данных в цифровом формате ряд угроз снимается за счет шифрования, но мошенники активно применяют социальную инженерию. Поэтому банки продолжат инвестировать миллионы долларов в безопасность.
Спикеры отметили возросшую потребность в коллаборациях в вопросах больших данных между участниками рынка. «Телеком предоставляет часть данных банкам – от геолокации до транзакционного поведения пользователей. В свою очередь Kcell имеет возможность использовать данные для таргетинга», – отметил Аскар Жамбакин.
Генеральный директор Mastercard в Казахстане и Центральной Азии Санжар Жамалов по итогам дискуссии поделился с Digital Business взглядом компании на цифровизацию казахстанского финансового сектора:
— Прогресс в Казахстане идет большими темпами. Вокруг каждого финансового института выстраивается своя экосистема и уникальная модель ведения бизнеса. Сегодня мы убедились, что в эту гонку вступили и телеком-компании. Их охват даже больше, чем у многих банков: от 6 до 9 млн клиентов. Финтех-стартапы добавляют горючего в топку прогресса. Согласно нашему совместному исследованию с НПК, Rise Research и Tarlan Payments, за последние пять лет таких игроков на нашем рынке стало в 4 раза больше.
Mastercard ощущает темпы развития казахстанского рынка финансовых продуктов. Для нас высокая готовность рынка к новым технологиям – это возможность внедрять инновации в регионе. Здесь мы реализуем клиентский путь, отвечающий самым современным требованиям. Благодаря проработанной инфраструктуре предоставляем безопасные, умные платежи.
Central Asia Fintech Summit стал крупнейшим финтех-ивентом в регионе, спикерами выступили более 70 ведущих мировых и казахстанских экспертов, руководители регулирующих органов, известных банков, финтех-компаний. Для тех, кто не смог посетить событие, доступна запись трансляции.
Читайте также:
Эксперты рассказали об основных трендах финтеха в Центральной Азии (digitalbusiness.kz)