Через тернии к бусту: как медицинский бизнес проходит цифровизацию в Казахстане?

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 04.10.2024, 09:00
Крупный медбизнес об опыте цифровой трансформации на Health Business 2024

Продолжаем делиться тезисами с прошедшего в Алматы Health Business Forum 2024, где своим опытом в ИТ-трансформации обменялись ведущие игроки медицинской индустрии. О своих успехах и трудностях по внедрению цифровых решений и digital-продвижению топ-менеджеры известных в Казахстане компаний рассказали во время финальной панельной дискуссии. Digital Business собрал самые яркие моменты их выступлений.

Генеральными партнерами форума выступили компании Медлок и Медфлекс. Официальным партнером – компания Andersen. Партнерами – Yandex Ads и Metadoctor.

«Создаем ИТ-платформу, которая объединит весь медицинский рынок Казахстана»

Бибинур Арипхан, управляющий директор сети многопрофильных клиник «Эмирмед»:

– Мы используем все доступные технологии, включая big data, bit finance, digital-маркетинг и не только. Наши учредители открыты ко всему новому, и мы придерживаемся подхода, что, если ты хочешь чему-то научить своих сотрудников, в первую очередь нужно начинать с себя.

Бибинур Арипхан, управляющий директор сети многопрофильных клиник «Эмирмед»

Ни для кого не секрет, что мы много тратим на рекламу, поэтому стоимость лида у нас довольно высокая. Более-менее эффективными каналами привлечения клиентов остаются Google, Яндекс и карты. Также до 15% лидов получаем от 103.kz. Социальные сети больше используем как рупор, чтобы транслировать нашу позицию и призывать к здоровому образу жизни. 

Если раньше наш ключевой месседж был в том, что наши медцентры открыты для пациентов 24 на 7, то сейчас позиционируем себя сетью клиник номер один в Казахстане. При этом выступаем за синергию экспертизы, чтобы наше партнёры тоже развивались.

Мы стремимся быть первооткрывателями в разных сферах. Например, первыми в Казахстане предоставили возможность МРТ-исследования на аппарате 3 Тесла. Также внедрили искусственный интеллект в крупное медицинское оборудование. Он подсвечивает врачам участки, на которые нужно обратить пристальное внимание. Ещё AI помогает нам ускорить процесс проведения исследований.

Бибинур Арипхан, управляющий директор сети многопрофильных клиник «Эмирмед»

Что касается ИТ-систем, используем CRM от наших партнёров MedElement. Параллельно разрабатываем собственную медицинскую платформу, которая объединит весь медицинский рынок Казахстана. Пользователи получат мобильное приложение, где будут доступны онлайн-консультации с врачами, результаты анализов и другие сервисы, касающиеся здоровья. 

«Затраты на ИТ составляют 6% от оборота бизнеса»

Жулдуз Бармагамбетова, генеральный директор «ИНВИТРО-Казахстан»:

– На российском рынке мы работаем почти 30 лет, а в Казахстане в этом году отмечаем десятилетие. Здесь у нас 135 медицинских офисов, и в 2025 году планируем открыть еще порядка 50. В процессе – интеграция с государственными информ. системами, включая ОСМС.

Жулдуз Бармагамбетова, генеральный директор «ИНВИТРО-Казахстан»

Мы предлагаем самый широкий спектр анализов в стране, в том числе дорогостоящие тесты, доступные не во всех казахстанских лабораториях. Также занимаемся клиническими исследованиями в сотрудничестве с фармкомпаниями. Регистрация препаратов тоже проходит через нас.

На нашем сайте доступна обширная библиотека с полезными материалами для пациентов и врачей. Плюс есть обучающие программы. За годы работы мы протестировали разные технологии. Наш ИТ-отдел работает на холдинг, состоящий из группы компаний в России, Казахстане, Кыргызстане и Белоруссии. Сейчас затраты на ИТ составляют 6% от оборота бизнеса.

В России уже запустили мобильное приложение, и в 2025 году планируем локализовать его в Казахстане. Мы очень дорожим персональными данными и сначала должны решить вопрос с их хранением на территории республики. После локализации сервиса пациентам будет доступна история их анализов, полезные советы и т.д. Также рассматриваем разные варианты взаимодействия с другими игроками и стартапами.

«AI подскажет, где лучше разместить лекарства, чтобы они всегда были на виду у покупателей»

Анна Андриянова, директор бизнес-подразделения рецептурных препаратов компании SANTO:

– Мы движемся на пути к цифровизации и развиваем собственную ИТ-разработку. Как и внедряем передовые технологии на заводе. Наше производство находится в Шымкенте и в этом году проходит европейскую GMP-сертификацию. Экспортируем лекарственную продукцию в Россию, Монголию, Кыргызстан, а в следующем году планируем выйти в Йемен и страны Африки.

Анна Андриянова, директор бизнес-подразделения рецептурных препаратов компании SANTO

В маркетинге и продажах ИТ-технологии используем в основном для аналитики данных. Например, недавно участвовали в проекте Сopilot с Microsoft для построения маркетинговых отчетов. Также тестируем AI в генерации изображений и текстов для рекламы.

В 2024 году запустили пилотный проект с использованием компьютерного зрения. Обученная AI-система помогает проверять аптеки на наличие нашей продукции. Достаточно сфотографировать полку с лекарствами через смартфон, и нейросеть распознает нужные упаковки. Также она подскажет, где лучше разместить лекарства, чтобы они всегда были на виду у покупателей. По итогам проверок можем анализировать данные и узнать, какой объем наших выкладок на полках сохраняется, а какой перемещается или размывается препаратами конкурентов.

Внедрение технологии Machine Learning заняло достаточно много времени в том числе из-за сопротивления команды. Наши представители сначала испугались, что их заменит ИИ, пока не убедились в удобстве и пользе нового инструмента.

Анна Андриянова, директор бизнес-подразделения рецептурных препаратов компании SANTO
Еще в этом году перезапустили онлайн-кардиошколу. Аудитория ее сайта составила 36 тыс. уникальных пользователей. Они достаточно много времени проводят на портале, где собраны полезные памятки, базовые терапевтические дневники, справочники ИКГ, калькуляторы, считающие факторы риска и многое другое.

В партнерстве мы провели бесплатное онлайн-обучение от кардиологов для врачей общей практики и выпустили четыре потока. Программа включала регулярные разборы клинических кейсов в чатах, консультации по сложным случаям, оффлайн-встречи и не только. С этого года проект работает на русском и казахском языках. Плюс мы начали обучать Copilot, чтобы использовать его в учебном процессе.

«Технологические ограничения сильно сдерживают нас в развитии»

Кайрат Аубакиров, учредитель группы компаний «Садыхан»:

– Мы входим в десятку крупнейших дистрибьюторов, а также в пятерку розничных сетей. К сожалению, у нас большая проблема с ПО, потому что в свое время я не уделял внимания развитию ИТ-направления. Изначально три наших компании работали в одной базе, а четвертая – в другой. В итоге мы получили разные номенклатуры и сложности в аналитике данных.

Кайрат Аубакиров, учредитель группы компаний «Садыхан»

Сейчас работаем над переходом в единую базу 1С, и пока имеем дело с «зоопарком» разных программ. Чтобы исправить ситуацию, привлекли российскую компанию. К сожалению, в Казахстане подрядчика не нашли. Пробовали работать с Учет.кз и еще несколькими компаниями, но не сложилось.

Надеюсь, в течение года решим поставленную задачу. Проект находится на этапе исследования, по итогам которого получим рекомендации по дальнейшим шагам. Про искусственный интеллект пока вообще не говорю.

Ранее пробовали интегрироваться с Power BI, но система сломалась на нашей базе из-за слишком большого объема данных. Кое-как интегрировались с Bitrix. В целом у нас есть трудности в интеграции с внешними системами, поэтому сфокусированы на переходе в новую базу. Пока же технологические ограничения сдерживают нас в развитии.

Что касается онлайн-продаж, по итогам 2023 года они заняли 12% от общей реализации лекарств. Причем 87% покупок в этом сегменте обеспечил Kaspi. Но уже к августу 2024 году мы зафиксировали убытки в продажах через этот маркетплейс на 20 млн тенге. На то есть несколько причин:

  1. Подключение чат-бота, который автоматически генерирует цену вниз. Если у конкурента цена – 100 тенге, бот назначит вашему товару 99 тенге. Соответственно, нужно грамотно выстраивать ценообразование.
  2. Изменение процента от продаж, который забирает платформа. Вначале он был относительно комфортным, но позже его размер начал варьироваться в зависимости от группы медикаментов, в сторону повышения.
  3. Платная доставка: изначально она была бесплатной, пока Kaspi не переложил ее на продавцов. В итоге, по словам спикера, платформа снимала с аптечной сети 13%, что равно ее наценке в интернет-продажах.
Модератор Виталий Волянюк Health Business 2024 вместе с участниками панельной дискуссии

В завершении панельной сессии ее модератор Виталий Волянюк, Digital Business, сформулировал несколько выводов. В частности, медицинский рынок, судя по всему, будет ускоренно консолидироваться, крупные игроки будут активно поглощать конкурентов, компании в своей и в смежных нишах. Также с учетом доминирования отдельных онлайн-платформ на казахстанском рынке, медицинским компаниям важно диверсифицировать цифровые каналы продаж и продолжать собственное технологическое развитие.