До конца года в Казахстане появится единая медицинская ИТ-система: что еще ждет сферу здравоохранения?
27 сентября в Алматы прошел первый деловой форум Health Business, где встретились крупные игроки из частного сектора, чиновники и разработчики Medtech-решений. Программа ивента включала как доклады с анализом рынка и технологичными кейсами, так и обсуждение текущих трендов, проблем и решений в здравоохранении. Digital Business выступил официальным партнером форума и собрал самые яркие выступления участников, влияющих на качество медуслуг в Казахстане.
Генеральными партнерами форума выступили компании Медлок и Медфлекс. Официальным партнером – компания Andersen. Партнерами – Yandex Ads и Metadoctor.
В этом материале речь пойдет о цифровизации здравоохранения с точки зрения государства и его взаимодействия с частным сектором. Во время панельной сессии участники форума обсудили планы Минздрава по технологическому развитию отрасли, текущие ограничения и сценарии сотрудничества бизнеса и госслужб.
В дискуссии участвовали: первый заместитель гендиректора «Республиканского центра электронного здравоохранения» Бейбут Есенбаев, директор Macdent Макпал Ораккызы и гендиректор группы компаний InformConsulting Анатолий Свищев. Модерировал дискуссию директор Digital Business Виталий Волянюк.
«Зоопарк систем» vs единая медицинская платформа
Еще в марте 2024 года министр здравоохранения Акмарал Альназарова сделала резонансное заявление, отметив, что ни одна из 35 медико-информационных систем (МИС), имеющихся в стране, не работает полноценно и прозрачно. Кто сейчас исправляет сложившуюся ситуации и когда в Казахстане появится единая цифровая платформа, работающая по принципу одного окна, в начале дискуссии рассказал Бейбут Есенбаев:
– За всю государственную разработку в области медицины сейчас отвечает республиканский центр электронного здравоохранения. До 2024 года он был подотчетен МЦРИАП, и уже перешел в ведение Минздрава. Скоро наша организация выдаст рынку новые сервисы, включая единую систему, которая будет принимать все необходимые данные в одной точке. В базовой версии она появится в этом году.
Пока в сфере медицины работает множество информационных систем для разных задач, причем некоторые из них запустили еще 10-15 лет назад. Безусловно, решение, созданное в 2010 году не отвечает современным требованиям, и это нормальное явление для ИТ, где технологии устаревают и меняются достаточно быстро.
С действующими системами Минздрава действительно есть проблемы: они работают недостаточно быстро и стабильно. Сейчас перед нами стоит задача их полностью пересмотреть и переписать. Этот процесс уже запущен и к концу этого года в базовом режиме также заработает единое хранилище данных.
«Мы не будем делать конечный MedTech-продукт для рынка»
В продолжении темы новых сервисов участники перешли к вопросу сотрудничества Минздрава с частным сектором. К слову, сейчас вся медицинская информация граждан консолидируются в сервисе «Е-Денсаулық».
– Бейбут Есенбаев: За 8 месяцев с начала года системой воспользовались 2 млн. уникальных посетителей. Сейчас она работает через eGov Mobile, и смысл в создании отдельного приложения тоже есть. Но если к нам придут партнеры с рынка и предложат отображать информацию из «Е-Денсаулық» в их мобильных сервисах, мы готовы работать в этом направлении.
Если говорить про автоматизацию деятельности медицинских организаций, мы не будем делать для них конечный MedTech-продукт. Бизнес справится с этим лучше, чем государство. Задача единой государственной медицинской информ. системы – обеспечить обмен, хранение и консолидацию медицинских данных.
У кого в Казахстане монополия на медицинские данные граждан
– Анатолий Свищев: Как гражданина, меня тревожит вопрос обязательной передачи ретроспективных данных поставщиков МИС в Egov и «Е-Денсаулық», включая истории болезней и результаты лабораторных исследований и анализов. Спрашиваю ли пациентов, готовы ли они передать свои данные, полученные 10-15 лет назад?
– Макпал Ораккызы: Если посмотреть на международный опыт, держателем медицинской информации выступает не государство и частные компании, предоставляющие МИС, а сам пациент. Есть ИТ-решения, включая тот же QR, которые дают доступ к ретроспективным данным только на время приема у врача.
– Бейбут Есенбаев: На самом деле, eGov – это только инструмент доступа к персональным медицинским данным. Все хранится у уполномоченного органа, то есть у Минздрава. Если говорить про законодательство, то в статье 60 Кодекса о здоровье чётко написано, что данные уполномоченному органу передаются без согласия граждан.
Другой вопрос, нужно ли ретроспективные данные вообще собирать? Они нужны не во всех случая. Допустим, сломал человек 10 лет назад ногу, и зачем такая информация нужна? Но есть другие данные, к примеру, какие вакцины получил гражданин с рождения и до сегодняшнего дня. Такая информация требуется, чтобы сформировать паспорт вакцинации гражданина. Это один из сценариев, когда сбор ретроспективных данных необходим.
«Обмен данными между государственными и частными клиниками до сих пор происходит на бумажном носителе»
Дискуссию об обмене данными между мед. организациями продолжила Макпал Ораккызы, представляющая крупного разработчика МИС для частных стоматологических клиник. Компания предоставляет медцентрам ERP-систему, куда входит СRM, инструменты для ведения отчетности и не только. По мнению управленца, цифровизацию в медицине также тормозит отсутствие прямого канала для обмена данными между медицинскими учреждениями:
– Из 20 тыс. медцентров в Казахстане 84% – частные клиники. По обязательному мед. страхованию государство не покрывает все расходы граждан на лечение. Соответственно, пациент сначала идет получать часть услуг бесплатно в государственные клиники, а потом в частные. При этом обмен данными между ними до сих пор происходит на бумажном носителе. Причем не только в рамках ОСМС. Когда пациент обращается за помощью, врачу важно видеть всю историю болезни, что в конечном итоге влияет на качество лечения.
Иными словами важно, чтобы пациент оставлял цифровой след в любой клинике, куда бы он не шёл. Пока же он прерывается. Со своей стороны мы все полностью автоматизируем, включая медицинские карты, рентген-снимки и т.д. Надеемся, что до конца года этот вопрос будет решён, потому что для нас, как для частного бизнеса, структура государственной базы данных абсолютно непонятна.
При на рынке есть потребность в удобном сервисе для сотрудничества бизнеса с Минздравом по ОСМС. Нам хочется предоставить частным медцентрам инструмент интеграции с государственной базой, но время интеграции с госсервисами может составлять от 8 до 12 месяцев. Это очень большой срок. Для сравнения: с популярными платформами, как instagram, whatsapp, мы сделали интеграцию за 2-3 недели.
– Бейбут Есенбаев: На самом деле в кодексе о здоровье народа мы эту норму заложили: все субъекты здравоохранения, вне зависимости от формы собственности, должны передавать данные в уполномоченный орган. Но пока глубокой работы в этом направлении не ведется. Если Минздрав начнет консолидировать информацию, включая данные из частных клиник, тогда у нас будет единая картина о состоянии здоровья пациента.
Больницы в долгах, а в ИТ-компаниях отток кадров за рубеж
Помимо сложностей с интеграцией баз данных частные поставщики МИС работают в условиях несовершенной тендерной системы и дефицита финансирования. О челленджах, с которыми сталкиваются разработчики MedTech-решений, подробно рассказал Анатолий Свищев:
– Наша компания активно работает с госсектором, включая крупнейшие больницы в республике. Постоянные тендера и их переобъявление не единственная боль рынка. Главная проблема – отсутствие видения у заказчиков, куда их больница или частная клиника будет развиваться в ИТ-направлении хотя бы в ближайшие 2-3 года. Все бюджеты формируются на один год: успел что-то сделать – хорошо, не успел – на следующий год может прийти другой подрядчик. Для нас, как поставщиков МИС, лучшим решением стали бы долгосрочные контракты с госпредприятиями, больницами или Минздравом. В таком случае мы тоже можем прогнозировать будущие затраты.
Вторая проблема – тяжёлая ситуация с инфраструктурой в стационарах и крупных клиниках, включая вычислительную технику, сети и т.д. При этом у большинства клиник накопились большие задолженности. Естественно, главный врач в первую очередь будет оплачивать зарплату сотрудникам и закупать медикаменты. А если на МИС что-то останется, тогда может быть и разработчикам заплатят.
Этот фактор напрямую влияет на отток сильных ИТ-специалистов на другие рынки. Их переманивают крупные компании, и мы ничего не можем с этим поделать. В итоге казахстанские продукты становятся неконкурентными.
Другой страх – это приход на рынок крупных зарубежных игроков. За счет своих ресурсов они просто поглотят местные компании. Мой посыл к разработчикам МИС-ов в том, что им придется объединяться, потому что соблюдать требования по ИБ и интеграции с Минздравом очень тяжело. Маленькие команды из трёх-пяти человек просто не выживут.
Во второй части расскажем, как разные медицинские компании проходят цифровую трансформацию, а также поделимся их успехами, неудачами и планами на этом пути.