Дослужилась до подполковника МЧС, но в 43 года ушла в ИТ. Рассказываем, как казахстанка изменила свою жизнь
Наталья Попова родом из Северо-Казахстанской области. По образованию – «учитель русского языка и литературы», однако стать преподавателем не вышло. Вместо школы она попала в Департамент по чрезвычайным ситуациям СКО МЧС, где проработала руководителем пресс-центра 20 лет. После выхода на пенсию стала копирайтером в ИТ-компании TrustMe.
Наталья рассказала Digital Business, почему она оказалась в МЧС и чем занималась на госслужбе. Также узнали, какого это – менять профессию, когда тебе 43 года, и тяжело ли находить общий язык с молодыми коллегами.
О выборе профессии и службе в МЧС
– С детства любила читать книги, писать стихи, сочинения, увлекалась языкознанием, поэтому на филологический факультет поступила осознанно. После вуза осталась в Петропавловске и пыталась стать преподавателем. Три месяца обивала пороги городского отдела образования, но там заявляли: рабочих мест нет. Мне было 22, и, казалось, я осталась за бортом. Думаю, это произошло не случайно. В глубине души считала, что в школе нужно трудиться по призванию, а у меня его не было.
Продолжала искать возможности реализовать свой творческий потенциал. Вскоре узнала, что в государственную противопожарную службу нужен старший инженер-руководитель пресс-центра. Прошла собеседование и испытательный период, после чего приняли на должность.
Моей главной задачей было освещать деятельность МЧС в СМИ. Также регулярно выпускала первую ведомственную газету, которая сейчас называется «Информ ЧС». Еще выезжали с коллегами на пожары и паводки, зимой в выходные устраивали рейды в жилом секторе, раздавали памятки по предупреждению возгораний. Летом обходили водоемы, рассказывали отдыхающим об опасности купаний в неположенных местах, дежурили в опергруппах в период сезонных ЧС. В перерывах между работой успела заочно получить строительное образование и окончить юрфак с «красным» дипломом. Выбрала эти направления, так как они плотно связаны с моей деятельностью.
Двадцать лет пролетели как два дня, а коллеги стали для меня второй семьей. По выслуге вышла на заслуженный отдых в звании подполковника.
Переезд в Астану, новая профессия и фриланс
– Пять лет назад вышла в свободное плавание. Тогда мне было 43 года. Сначала ощутила растерянность и внутреннюю пустоту. Не знала, где лучше применить свои знания и опыт. Около 1,5 лет не работала, но после появилось желание развиваться дальше.
Почти устроилась в Северо-Казахстанский университет и собиралась работать со своими бывшими преподавателями с кафедры филологии. Однако планы изменились. Моя дочь Диана в этот же год окончила гимназию и поступила в один из столичных вузов. Посовещались с семьей и решили перебраться в Астану.
Переехала и начала искать работу. Попадались вакансии копирайтера, 5-6 лет назад эта профессия звучала как модный тренд. Однако прописанные обязанности были знакомы. Единственная сложность – маркетинг, в котором тогда не разбиралась. Изучала все, что находила в интернете, читала книги, например, «Бизнес-копирайтинг» Дениса Каплунова или «Ясно, понятно» Максима Ильяхова. Спустя несколько собеседований попала на позицию журналиста-копирайтера в астанинскую компанию ADMasters, которой тогда руководил Чингиз Даулетбаев, будущий основатель TrustMe. Писала статьи, пресс-релизы, рекламные тексты и сценарии.
Изначально хотелось выйти в офис, как это было раньше. Однако вскоре поняла, что больше подходит удаленная занятость: так я продуктивнее работаю и грамотно распределяю время. Это большое счастье, когда сам распоряжаешься графиком.
Поэтому сначала перешла на удаленку, а после стала фрилансером: составляла на заказ деловые письма, очерки, эссе, стихи, бизнес-тексты. Успела поработать с Северо-Казахстанским филиалом Общества Красного Полумесяца, Комитетом по защите прав потребителей, компаниями Лайк Продакшн и CDMProduction и др. В это же время стали поступать заказы от TrustMe: идея стартапа уже внедрялась во время моей работы в ADMasters. Видела, сколько сил ребята вкладывали в свое дело, и с удовольствием согласилась сотрудничать. Сейчас пишу для проекта пресс-релизы, статьи для СМИ и блога, а также сценарии видеороликов.
Работа в ИТ-стартапе и планы на будущее
– С первых дней прониклась миссией TrustMe и нашла общий язык с коллегами. Молодые специалисты многое знают о технологиях, маркетинге, и мне есть, чему у них поучиться. Также в компании ввели традицию по субботам обсуждать бестселлеры известных авторов, чтобы потом применять в работе их фишки в части позитивного мышления, достижения личного и профессионального успеха, построения команды и т.д. Это сближает.
Работа в ИТ-компании отличается от госслужбы. В ИТ инновации – неотъемлемая часть повседневности. Ощущаю свою причастность к созданию продуктов и услуг, которые улучшают жизнь людей. Это вдохновляет и мотивирует.
Одно из ключевых преимуществ работы в ИТ-секторе – возможность постоянного развития. Здесь создаются все условия для обучения, самосовершенствования и карьерного роста: проводят тренинги, используют digital-новинки, вводят гибкий рабочий график, соблюдают грамотную деловую этику и т.д.
Также в ИТ все открыты к новым знаниям: стартапы и крупные компании организовывают множество ивентов, где свободно обмениваются опытом и рассказывают о своих успехах и ошибках.
Тем, кто хочет попасть в ИТ, советую не бояться перемен. Сейчас много информации в интернете, специализированных курсов. Выберите направление, которое интересно, и начните с изучения базовых навыков. Постоянно практикуйтесь, участвуйте в проектах и нетворкинге. Верьте в свои силы и будьте готовы к новым вызовам — в ИТ нет пределов для роста.
Работа копирайтером в ИТ-компании – часть моего пути, продолжение наработанного маршрута и в то же время переход на новую ступень. Не жалею, что решила попробовать себя в этом направлении. В планах продолжать развиваться как ИТ-копирайтер и постоянно совершенствовать навыки.