История алматинки, которая стажировалась в NASA
Недавно стало известно, что алматинская школьница Сымбат Барсагазы прошла стажировку в национальном космическом агентстве США — NASA. О своих впечатлениях от поездки девушка уже кратко рассказала Digital Business в начале августа. Решили познакомиться с десятиклассницей поближе и расспросить, откуда у нее такая любовь к космосу. Узнали, чем Сымбат удивила жизнь в Хьюстоне и каким образом 45 школьников со всего мира придумывали, как устроить полет на Марс. Еще поговорили с алматинкой о будущем: зачем человечеству вообще нужно летать на другие планеты и чем в этом может помочь девчонка из Казахстана.
«Занималась синхронным плаванием, но оставила спорт ради науки»
— Учусь в 10-м классе НИШ г. Алматы. С детства увлекаюсь точными науками. С 5 лет занималась ментальной арифметикой (дисциплиной по обучению быстрым математическим расчетам в уме — прим. Digital Business), участвовала в республиканских олимпиадах по математике. В 7-м классе заняла 1-е место на конкурсе научных проектов «Дарын» — разработала шифр для казахского языка. Примерно в это же время вступила в школьный клуб ракетостроения. Делаем ракетные модели 20—140 см высотой из бумаги, ватмана и стеклоткани. Некоторые детали печатаем на 3D-принтере. Двигатели работают на порохе, что позволяет ракетам взлетать на высоту около 200 метров.
В 8-м классе я и Рамазан Амре победили в международном конкурсе Space Settlement Contest от National Space Society и NASA. Нужно было создать проект космического поселения и описать его в научной работе на 50 страниц. Придумали дом для 300 тыс. человек и стали лучшими среди 30 тыс. участников.
Два года назад пришлось сделать важный выбор. С 9 лет занималась синхронным плаванием, успела получить 3-й взрослый разряд. В 13 лет настало время поступать в спортшколу, но я решила оставить спорт ради науки.
В 14 лет стала волонтерить в KazRockets — фонде, поддерживающем космическое образование в Казахстане. Сначала помогала в организации конкурса Kazrockets Aerospace Tournament. На нем участники соревнуются в проектировании, сборке и запуске ракет.
А потом в течение года провела около 25 мастер-классов по ракетостроению. Продаем наборы для сборки ракет с нуля и проводим научно-исследовательские хакатоны практически каждые 3 месяца. Например, зимой была ментором на хакатоне Space Hack, где участникам нужно было создать космическую станцию. Во время соревнования помогала найти нужные ресурсы для исследования и провести расчеты.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
«Сотрудники NASA живут, словно одна семья: все друг друга знают»
О программе United Space School, созданной в партнерстве с NASA, мне рассказала выпускница нашей школы Аяны. Она проходила там онлайн-обучение несколько лет назад. Как только узнала, что в этом году будет очное участие, сразу начала действовать. Написала эссе, где рассказала о технологиях, которые хотела бы использовать для будущих миссий на Марс. Через месяц сообщили, что я прошла на следующий этап — интервью. На нем спрашивали о достижениях в аэрокосмической сфере. Рассказала про волонтерство в фонде, увлечении ракетостроением, победе на конкурсе космических поселений. Через 2 недели пришел ответ — меня приняли!
Отправилась в США. Проживание и питание были бесплатными, а дорогу оплатили спонсоры. Меня восхитило, что сотрудники NASA живут, словно одна семья: все друг друга знают. Можно встретить астронавта просто в продуктовом магазине!
На стажировке у всех участников была одна задача — спроектировать миссию на Марс. Меня определили в «зеленую» команду, которая отвечала за воду, кислород и защиту от радиации. Волновалась перед распределением — боялась, что попаду не в ту команду (хотела именно в экологическую). В первый день менторы проводили дополнительные индивидуальные интервью, где спрашивали о наших сильных и слабых сторонах. Но зря беспокоилась — попала туда, куда и планировала.
Неожиданно сложным оказалось другое — взаимодействовать с другими командами. Так как мы проектировали одну и ту же миссию, все должны были работать сообща. Для полной симуляции проектирования настоящей миссии нам запретили ходить в кабинеты, где сидели другие команды. Говорили так: в жизни никто не летает из Хьюстона в Чикаго, чтобы сказать пару слов другому отделу. Можно было только писать на электронные почты. Часто было такое, что один расчет менял весь план. Из-за этого спорили практически каждый день.
Все расчеты проводили для реализации через 15 лет. Например, продуктивность системы, создающей воздух на МКС (Oxygen Generation Assembly), повысили с 70% до 85%. Тем не менее чаще всего брали уже существующие доступные технологии. Например, решили хранить озон в баках с N₂O, так как такие баки широко используются, например, в больницах, и их будет проще приобрести для коммерческих миссий.
«Марс может стать нашим домом в случае, если жизнь на Земле станет невозможна»
Среди судей на презентации проектов были тренер астронавтов миссии Аполлон-11 (первого полета на Луну в 1969-м году — прим. Digital Business) Том Санзон, директоры United Space School Гленн Джонсон и Франческо Фуско, астронавт Лука Пармитано и другие сотрудники NASA. Они попросили меня рассказать побольше про систему выращивания овощей в нулевой гравитации, которую я упомянула на защите проекта. Она называется VEGGIE. Мы с командой решили выращивать на ней спирулину (вид сине-зеленых водорослей — прим. Digital Business), так как она богата белком, витаминами и минералами, быстро растет и имеет небольшой вес.
Рассказывала также о своей поездке на Байконур, где наш ракетный клуб наблюдал за запуском ракетоносителя Союз. Том Санзон даже обещал мне, что приедет в Казахстан, чтобы побывать на космодроме.
После поездки в США поняла окончательно, что хочу развиваться в биоинженерии. Мне понравилось использовать знания физики и биологии для решения практических задач в космосе, а именно для обустройства жизни на Марсе.
Марс может стать нашим домом в случае, если жизнь на Земле станет невозможна. Сейчас идет активная подготовка к миссии Artemis, в результате которой планируется создание лунной базы для улучшения коммуникации с красной планетой.
А MOXIE, экспериментальная установка для производства кислорода из углекислого газа, уже доставлена на Марс в составе марсохода Perseverance в 2021-м году. Правда, продуктивность и скорость машины относительно низкие. Надеюсь, смогу это изменить. И тогда будущим жителям Марса будет чем дышать.
Подумываю поступать в американский вуз. Рассматриваю Северо-Западный университет в Чикаго и Университет Райса в Хьюстоне. Планирую помогать развивать аэрокосмические технологии в Казахстане. Думаю, с помощью молодых специалистов наша страна сможет в будущем сама эксплуатировать Байконур.