Как правильно структурировать корпоративные отношения в ИТ-компании: советы юриста

Дата публикации: 08.08.2024, 11:17

Фото: Gabrielle Henderson, Unsplash

Владельцы ИТ-компаний и стартапов часто задаются вопросом о том, как обезопасить себя в случае возникновения сложных ситуаций. Например, при  конфликте с кофаундером или при выходе компании на новые рынки. Специалисты по юридическому сопровождению говорят, что получают большое количество запросов от бизнеса на эту тему.

Специально для Digital Business юрист компании REVERA Kazakhstan Елена Кравченко поделилась несколькими советами, как структурировать отношения с партнерами и минимизировать риски.

Наш эксперт

Елена Кравченко, REVERA Kazakhstan

Елена Кравченко — юрист  со специализацией в сфере интеллектуальной собственности и юридического сопровождения ИТ-бизнесов. Имеет общий юридический стаж более 15 лет. Принимала участие в сопровождении открытия инновационных и высокотехнологичных проектов роботизированной хирургии и цифровой лапароскопии в Казахстане.

Партнерский договор – как механизм структурирования партнерских отношений

Партнерский договор – это соглашение между бизнес-партнерами, в котором устанавливаются взаимные права и обязанности. Это базис отношений, на основании которого оформляются все юридические документы между фаундерами. Такой договор заключается в простой письменной форме, но может быть нотариально удостоверен при желании сторон. Он позволяет выявить и решить потенциальные проблемные зоны в процессе обсуждения совместных действий по реализации проекта.

Обычно в стандартных документах, таких как устав и учредительный договор, не отражаются вопросы финансирования проекта и внутренние договоренности сторон о распределении обязанностей. Например, маркетинг, формирование команды, задачи и роли каждого партнера в реализации проекта и т.д.

В нашей практике был кейс, когда распределение ролей и функций трех фаундеров в партнерском соглашении было следующим.

  • Один партнер отвечал за разработку продукта, кадровые вопросы (поиск и найм персонала), решал управленческие и административные вопросы.
  • Второй партнер занимался внедрением и адаптацией продукта под конкретного клиента.
  • Третий партнер отвечал за вопросы маркетинга, рекламы, продвижения продуктов и привлечения новых клиентов.

Финансировали компанию все трое, однако суммы не обязательно совпадали с их долями в уставном капитале. Все обязательства, порядок предоставления и возврата финансирования, условия распределения дохода и другие договоренности были зафиксированы в партнерском соглашении.

В отличие от учредительного договора, который заключается на момент учреждения компании, партнерский договор может быть заключен в любое время между партнерами. Одним из лучших вариантов будет заключение партнерского соглашения до учреждения компании для того, чтобы обсудить все договоренности заранее. При этом данный договор может быть заключен между двумя и более партнерами. Кроме того, бизнес-партнерами могут быть не только основатели проекта, но инвесторы  и другие люди, участвующие в развитии бизнеса вне рамок статуса наемных сотрудников (советники, бизнес-консультанты и т.д.).

Важно помнить, что нарушение партнерского договора не должно лишать партнера его прав в отношении доли в уставном капитале компании и не может служить основанием для оспаривания корпоративных решений, принятых в соответствии с законодательством и уставом компании.

Партнерский договор — хороший инструмент для защиты и структурирования партнерских отношений в Казахстане. Он помогает избежать множества проблем из-за недоговоренностей, и обеспечивает стабильное развитие бизнеса, четко регулируя все аспекты взаимодействия между партнерами.

Deadlock – механизм разрешения безвыходных ситуаций в Казахстане

В любой компании с несколькими участниками возможны споры, особенно если никто не имеет контрольного пакета голосов. Такие ситуации могут быть сложными и дорогостоящими, требующими вмешательства юристов, обращения в суд. Поэтому важно заранее предусмотреть механизмы разрешения споров в уставе и партнерском договоре.

С 29 июня 2020 года в Казахстане действует механизм разрешения безвыходных ситуаций, так называемый deadlock. Этот инструмент помогает предотвратить и решить конфликты между партнерами, особенно в ситуации, когда их доли равны.

Deadlock – ситуация, при которой партнеры не могут прийти к единому решению по ключевому вопросу, что парализует работу всей компании.

Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» предусматривает положения о разрешении безвыходных ситуаций, которые предполагают закрепление способов и порядка разрешения таких вопросов в учредительных документах компании (уставе, учредительном или партнерском договоре). При этом участники сами вправе определить способы и порядок разрешения конфликтов. Существует целый ряд инструментов разрешения подобных ситуаций, но о них мы расскажем в отдельном материале.

Опцион на долю в уставном капитале – механизм защиты прав собственника бизнеса

Договор опциона на долю в уставном капитале ТОО, как отдельный вид сделки (обязательства), не предусмотрен законодательством Казахстана. Однако, основываясь на принципе свободы договора, предусмотренного статьей 350 Гражданского коде РК, стороны вправе заключить такой документ. Кроме того, в Казахстане уже имеется практика заключения данного вида договора, в том числе судебная.

Зачастую договор опциона используется в случаях, когда один из собственников бизнеса по каким-либо причинам не может официально выступить учредителем, однако хочет защитить свои права на случай, если его партнер (или партнеры) решат этот бизнес продать или иначе распорядиться долей в уставном капитале. В этом случае заключение договора опциона на долю в уставном капитале – гарантия защиты прав такого партнера.

Работает все следующим образом. Партнеры заключают договор опциона, который дает первому фаундеру право (но не обязанность) приобрести долю в уставном капитале в будущем у второго фаундера по заранее оговоренной цене или при наступлении определенных условий. Это право может быть реализовано им в любое время в течение срока действия опциона или при наступлении определенных условий.

Включение в договор опциона условия, о том, что доля не может быть продана или иным образом отчуждена без предварительного предложения ее выкупа первому фаундеру, защищает его интересы. Договор опциона может предусматривать различные условия исполнения, включая сроки, цену выкупа, порядок уведомления и другие важные детали, что делает сделку прозрачной и защищает права собственника.

Такой документ позволяет собственнику бизнеса сохранить контроль над компанией. Он защищает его права от недобросовестных действий партнера, таких как продажа (уступка) доли третьим лицам без его согласия. Процедура реализации опциона четко прописана в договоре, что облегчает ее выполнение и снижает риск возникновения споров. При заключении договора опциона важно тщательно проработать все его условия.

Важно. В Казахстане, согласно законодательству, договоры, в которых физическое лицо отчуждает (уступает) свою долю в уставном капитале ТОО, требуют обязательного нотариального удостоверения.

Выводы

Рекомендуем фаундерам предпринять следующие шаги для структурирования партнерских отношений, которые помогут минимизировать риски и достигнуть совместно намеченных целей и задач в будущем.

  1. Заключить партнерское соглашение, которое определит цели и стратегию партнерства, что поможет избежать недоразумений и несоответствий ожиданий.
  2. Установить и зафиксировать в партнерском соглашении роли и обязанности каждого из партнеров, что включает также управленческие функции и другие важные аспекты, влияющие на бизнес-процессы.
  3. Урегулировать финансовые вопросы. Очень важно установить правила финансирования проекта и распределения прибыли между партнерами. Это включает вложения в проект, условия возврата инвестиций, распределение доходов и расходов, а также механизмы контроля за финансовыми операциями. Данные условия можно зафиксировать в партнерском соглашении.
  4. Предусмотреть в учредительных документах механизмы разрешения конфликтов (dedlock), которые могут возникнуть между партнерами.
  5. Обеспечить защиту интеллектуальной собственности. Если в рамках партнерства создаются интеллектуальные продукты или технологии, необходимо четко установить, что права на интеллектуальную собственность должны быть переданы на компанию. Данную договоренность можно также закрепить в партнерском договоре.
  6. Обсудить и зафиксировать в партнерском соглашении условия о выходе из бизнеса, а именно права и обязанности каждого из партнеров в случае принятия решения ухода из компании. Например, необходимо ли установить ограничения для выходящего партнера на создание конкурирующей компании или переманивание клиентов и сотрудников.
  7. При необходимости заключить договор опциона на долю в уставном капитале, для сохранения контроля над бизнесом.

Соблюдение этих практических советов поможет фаундерам эффективно структурировать партнерские отношения, минимизировать риски и обеспечить долгосрочное сотрудничество.

Читайте также: Как стартапам защитить свою идею? Советы от юриста