«Около $1 млн в год сможем зарабатывать на сушке дрожжей». Какие идеи представили на Acceleration Demo Day от EFES Казахстан

О редакции Битва супераппов! Так ли хорош Kaspi?
Дата публикации: 25.07.2024, 11:00
EFES Intrapreneurship Hub

Фото: Max Belech

Второй поток корпоративной программы предпринимательства EFES KZ Intrapreneurship Hub стартовал в конце мая. Сначала 8 команд стали участниками акселератора Discovery Bootcamp, где в течение месяца вместе с менторами «докручивали» свои наработки. Следующий этап – выступление перед инвестиционным комитетом EFES Kazakhstan на Demo Day, после которого только три команды перейдут на этап инкубации и получат $4,5 тыс. на дальнейшее развитие идеи. Какие проекты в итоге представили участники, и кто прошел в следующий тур – в материале Digital Business.

Производство кормов для животных и полезные добавки для напитков: какие проекты дошли до питча

На Demo Day свои идеи представили 8 команд.

  • Feedcom – проект по переработке дрожжей пивопроизводства. Фаундеры – Оксана Гадиева, Ольга Кудина, Арайлым Игибаева, Жасулан Замединов.
  • Flavorpops – добавки для воды в виде растворимых таблеток. Фаундеры— Алексей Сухобаевский, Михаил Тен, Бекзат Ашикбаев
  • MagicTap – платформа для администрирования гибких льгот для сотрудников. Фаундеры – Айдана Беласарова, Динара Таджикулова, Елена Устинова
  • Brewbox – подписная модель доставки пива с уникальным ассортиментом. Фаундеры – Алина Жиенбаева, Айдана Жумабекова, Алишер Губайдулин, Дархан Омаров.
  • GrainGold – проект по производству кормов для рыбы из отходов пивопроизводства. Фаундеры – Юлия Бунакова, Асемгуль Ахметова, Алмас Макаш, Екатерина Зорина.
  • Promohub – проект по разработке приложения по промо данным. Фаундеры – Екатерина Тутынина, Никита Ким, Данияр Шойбеков, Юрий Армпристер.
  • BeerBox – вендинговая машина с крафтовым пивом. Фаундеры – Айнур Бакирова, Нурлан Жакиянов, Алмас Ажарбеков, Меирбек Мамбеталиев.
  • Beer Bar – порционные добавки для пива. Фаундеры – Александр Рыков, Ксения Сикорская, Александр Белоносов.

Некоторые идеи выходят за рамки производства и продажи пива, и EFES Kazakhstan также готов развивать такие проекты.

Команды Beer Box, MagicTap, GrainGold и Brewbox

Оценивали участников Инвестиционный комитет в составе топ-менеджмента EFES Kazakhstan и головного офиса Anadolu Efes: генеральный директор Эртан Курт, директор по стратегии, инновациям и предпринимательству Anadolu Efes Туба Гекджян, технический директор Федай Джошкун, директор по логистике, снабжению и планированию Нигара Юнусова, директор по маркетингу EFES Kazakhstan Зейнеп Эркан Альп, директор по связям с правительством и корпоративным отношениям Чингиз Каскеев, директор информационных цифровых бизнес-решений Оксана Тимофеева, директор по персоналу Фатих Тексал, финансовый директор Метин Экинджи. К членам жюри также присоединились партнер программы из компании CORE Strategy Джейсон Лау и победительница первого потока программы EFES KZ Intrapreneurship Hub, Event и PR-manager EFES Kazakhstan, а также фаундер 1HUB Светлана Чванова.

EFES

Члены жюри

Итоговую оценку проектам выставляли сразу по нескольким критериям:

– Мы смотрим, насколько идея проработана, осуществима и масштабируема: есть ли для нее место на рынке и целевая аудитория, готовая покупать продукт, – рассказывает Зейнеп Эркан Альп. – Немаловажен командный дух: то, насколько команда сработалась за этот месяц и действительно ли ребята способны воплотить проект в жизнь.

Зейнеп Эркан Альп

Зейнеп Эркан Альп

«Нам потребуется $300 тыс. Но мы сможем выйти на окупаемость уже через 4 месяца»

Оксана Гадиева пришла с идеей по переработке дрожжей на Discovery Bootcamp . Во время прохождения акселератора Оксана вместе с командой убедились в актуальности своей задумки и продолжили работу над проектом Feedcom.

EFES

Команда Feedcom

– Пивные отработанные дрожжи являются активным потребителем кислорода и негативно влияют на окружающую среду, – делится Оксана. – За утилизацию таких отходов компании в среднем платят 480 тысяч тенге в год. Наш проект поможет не просто сэкономить на утилизации отходов, но и заработать на этом. Мы предлагаем создавать из сухих дрожжей кормовую добавку, которая способствует приросту мышечной массы крупного рогатого скота и производству молока благодаря высокому содержанию белков, витаминов группы В и минералов.

Команда провела 22 интервью с фермерами и производителями кормов и убедилась: спрос на рынке есть, и он превышает потенциальные сырьевые мощности проекта:

– Мы узнали, что крупные фермерские хозяйства испытывают трудности с круглогодичным доступом к сбалансированным кормам для животных, а производители ищут альтернативы солоду или ячменю. Пивные дрожжи могли бы решить эту проблему, однако сейчас их сушат только в России и продают по высокой цене. В среднем казахстанским потребителям необходимо 1440 тонн сухих дрожжей в год. Мы сможем изготавливать только 75% – 1080 тонн. И это при работе на двух заводах: в Алматы и Караганде.

Для организации сушки дрожжей на двух заводах потребуется около $300 тыс. инвестиций, однако мы сможем выйти на окупаемость уже через 4 месяца. Средняя годовая прибыль проекта по нашим расчетам составит 480 млн тенге ( чуть больше $1 млн на момент публикации).

Порционные добавки, которые сделают из любого пива ароматизированное

Основатель проекта BeerBar Александр Рыков заметил, что люди все чаще начинают употреблять ароматизированные напитки: фруктовые чаи, газировки и кофе с сиропами. Пиво с различными вкусами тоже есть на рынке, вот только его ассортимент ограничен. Решить эту проблему помогут порционные добавки, которые будут продаваться в небольших стиках. Организовать их производство можно на заводе EFES Kazakhstan или фасовать у сторонних подрядчиков:

– Мы опросили более 100 человек, а также протестировали наши добавки на пикнике в Караганде, – говорит Александр. – Исследование показало, что 80% респондентов заинтересовано в такой продукции, а часть из них готова ее покупать. Далее  проанализировали рынок Казахстана и узнали, что 12% населения в возрасте от 21 до 65 лет предпочитают ароматизированное пиво. А это, по нашим оценкам, более 70 млн литров в год. Соответственно, спрос на рынке есть.

EFES

Команда BeerBar

Отстраиваться от конкурентов команда планирует с помощью множества вкусов и низкой стоимости добавок:

– Наши основные соперники – производители пивных напитков. Однако мы сможем зайти в эту нишу, ведь обычное пиво с нашей добавкой будет стоить гораздо дешевле, чем продукция конкурентов. Плюс планируем создать действительно большую палитру вкусов, чтобы каждый человек нашел свой аромат. Также у нашей идеи пока нет аналогов в Казахстане и Центральной Азии, а еще данные стики можно будет использовать с любыми напитками.

Что касается реализации продукта, то здесь, по словам Александра, не нужно больших усилий. Достаточно приобрести упаковочную машину, которая будет разливать продукт по стикам. А договоренности с производителями сиропов и этикеток у команды уже есть.

– Если нас выберут в следующий этап, мы создадим 9000 порций и попробуем продать их в пяти пунктах HoReCa (отели, рестораны или кафе – прим. Digital Business)

ИИ-платформа для помощи HR-департаменту

Далеко не все идеи EFES KZ Intrapreneurship Hub связаны с производством и продажей пива. Например, проект MagicTap – это ИИ-платформа для отслеживания бенефитов от команды Айданы Беласаровой. Сервис позволит сотрудникам самостоятельно составлять пакет льгот и скидок, из списка тех, которые предоставляет компания, а HR-департамент сможет контролировать этот процесс. И все это в одной платформе:

– Система гибких бенефитов работает как пазл: например, в нашей компании сотруднику дается 10 монет на квартал, и он сам распределяет их, основываясь на личных потребностях, – рассказывает Айдана. – Это может быть абонемент в спортзал, оплата проезда, обедов и т.д. Когда мы внедрили такую практику в EFES Kazakhstan, то поняли, что процесс администрирования занимает очень много времени и требует кропотливой ручной работы. Также сотрудникам намного удобнее самостоятельно отслеживать статус и узнавать про обновления. Наше приложение MagicTap автоматизирует процесс для обеих сторон процесса.

EFES

Команда MagicTap

При этом на казахстанском рынке у потенциального продукта нет конкурентов:

– Подобные платформы есть в Европе и Америке, однако там не представлены локальные представители компаний-поставщиков различных услуг. Что касается рыночного потенциала, то в Казахстане сейчас около 30 тысяч средних и больших предприятий. 90% из них пока что не имеют системы гибких бенефитов. И это отличный шанс занять этот рынок с достаточно высокой прибыльностью.

Сейчас в наших планах привлечь к пилотному проекту компании, которые согласятся внедрить в свои процессы платформу с бенефитами из 6 различных услуг (абонемент в спортзал, ментальное здоровье и другие).

Команды Promohub, Beer Bar, FlavorPops и Feedcom

Feedcom, MagicTap и BeerBar стали победителями Discovery Bootcamp Demo Day, вышли на трехмесячную инкубацию и получили по $4,5 тыс. на дальнейшее развитие идеи. А еще EFES Kazakhstan поможет фаундерам системно развивать свои стартапы. Для этого компания позволит не работать 1 день в неделю, чтобы уделять это время «прокачке» проекта.

После останется лишь один проект – он выйдет на полугодовой этап коммерциализации и получит первые инвестиции в размере $50 тыс. от EFES Kazakhstan для выхода на рынок. Затем команда сможет стать самостоятельным бизнесом и выйти из корпорации через спин-офф либо остаться внутри компании, создав новый внутренний отдел.

Читайте также: «Нельзя создать стартап в зоне комфорта». Как прошел первый день EFES KZ Intrapreneurship Hub