Казахстанка придумала, как улучшить медсервис в стране. Вот что стало с ее проектом через 2 года

О редакции Большое интервью с Дарменом Садвакасовым
Дата публикации: 17.07.2024, 20:15

Больше двух лет мы пишем о казахстанцах, которые запускают свои проекты в ИТ Казахстана. Как у них дела сейчас? В рубрике «Ретроспектива» Digital Business будет возвращаться к рассказам из недавнего прошлого и спрашивать у героев, чего удалось достичь. Сегодня вспоминаем историю предпринимательницы Тоты Сматовой о запуске в Казахстане сервиса выездной диагностики Checkdoc. Как все начиналось — и что с проектом в 2024 году?

Коротко. О чем эта история

Несколько лет назад у свекрови предпринимательницы Тоты Сматовой выявили онкологию. Семья переехала в Испанию и начала лечение. После операции предстояло тяжелое восстановление и длительные поездки на машине в клинику, которые превращались в целое испытание. Тогда Тоты задумалась: почему бы не сделать так, чтобы медработники сами ездили к пациентам на дом. С этой идеей она вернулась в Казахстан и основала в Астане сервис выездной диагностики Checkdoc.

Попробовала себя в кофейном бизнесе и бьюти-индустрии

Я родилась и выросла в Кызылорде. После школы переехала в Алматы и поступила в университет имени Аль-Фараби. Поработала в сфере туризма — и ушла в декретный отпуск. Во время декрета построила небольшой кофейный бизнес: это были четыре кофепоинта в торговых центрах города. После переключилась на бьюти-индустрию и открыла салон красоты. За два года работы поняла, что хочу и дальше развиваться в предпринимательстве, но уже в другой сфере: салон предполагает постоянную коммуникацию с творческими людьми, а с ними достаточно тяжело выстраивать бизнес-процессы. Мне хотелось проекта с четкой структурой. Чтобы понять, как должен работать e-commerce бизнес, я устроилась в ИТ-холдинг Chocofamily, где выросла до проджект-менеджера.

Беда в семье

А весной 2020 года в нашу семью пришла беда: у матери моего мужа выявили онкологию. Мы сразу поняли, что будем бороться с болезнью за границей — шансы на эффективное лечение там повыше, чем в Казахстане. Выбрали клинику в Испании и быстро переехали: в апреле мы впервые услышали диагноз, а к концу мая уже проходили консультации в Валенсии.

Нашей радости не было предела, когда врачи сказали, что операция прошла хорошо.

После началась реабилитация с еженедельными посещениями клиники. Дорога туда занимала 2,5 часа — и каждый раз поездка становилась испытанием. Свекрови становилось плохо, ее постоянно укачивало. Это был огромный стресс. Я подумала: так мучатся тысячи людей, и не только с онкологическими заболеваниями. Почему нельзя этого избежать и не выстроить хотя бы часть работы медиков на дому у пациентов? Сделать укол, взять кровь — это не требует какого-то оборудования вне стен клиники. С каждой поездкой я все больше убеждалась: такой сервис точно нужен людям. И мне захотелось его реализовать.

Испания и возвращение в Казахстан

Делать проект в Испании мне было не под силу: все-таки я не знаю в совершенстве язык, не имею никаких связей и контактов и в целом не очень понимаю менталитет и потребности испанцев. Поэтому выбрала родной Казахстан.

Первые шаги я делала дистанционно летом 2021 года: подключила знакомых и коллег — вместе с ними сделала в Tilda небольшой лендинг и запустила рекламную кампанию. Так я хотела понять, нужна ли вообще людям выездная диагностика. Параллельно общалась с врачами и выясняла, при каких болезнях нужно сдавать анализы. Это было важно, потому что я боялась, что спрос на выезд медработников на дом может быть связан только с пандемией. Специалисты объяснили: 70% медицины — это диагностика, поэтому спрос на сбор биоматериалов будет всегда.

За пару месяцев лендинг собрал тысячи посетителей, то есть моя идея была жизнеспособна. Следующий шаг — поиск лабораторий, которые согласятся принимать собранные биоматериалы на исследования. На тот момент я только готовилась к возвращению в Казахстан, поэтому нашла в Астане молодого проджект-менеджера, девочку без опыта, которая согласилась первое время поработать бесплатно.

Она объездила десятки компаний и получила от них полезную обратную связь. Оказалось, что медцентры хотят еще больше загрузить свои лаборатории, но не могут: медперсонал, собирающий биоматериалы, и так работает на пределе.
Мы договорились с двумя компаниями: «Инвитро» и «Геном Плюс». И я на время оставила семью в Испании и вернулась в Казахстан, чтобы подобрать персонал и наладить работу компании.

Тоты Сматова

О моих факапах

С наймом медсестер не возникло никаких проблем. Люди соглашались работать с нами даже несмотря на то, что мы только-только начали проект. Я объясняю это тем, что они просто заскучали в обычных лабораториях. Представьте: целыми днями ты сидишь в одном помещении и погружаешься в вечный «день сурка». А здесь — динамика, постоянные смены локаций и общение с людьми в комфортных условиях.

Вопрос с транспортом тоже закрыли быстро: наняли несколько водителей на своих авто, оплачивали топливо и мойку. И в декабре 2021 года мы официально запустили проект.

Наша модель выглядит так: медсестры выезжают на дом к клиентам и собирают биоматериал для анализов или делают ПЦР-тест. Затем отвозят его в лабораторию, где проводятся исследования. А результаты отправляют в личный профиль клиента на сайте.

Мы открылись вовремя. Как раз началась новая волна коронавируса, появился омикрон-штамм. Заказы пошли сразу — одна бригада (водитель + медсестра) могла объехать до 14 адресов за день. Порой работали по 12 часов — с 6 утра до 6 вечера. Очень быстро мы расширили штат с 2 выездных бригад до 6.

Изначально мы сделали ставку на сервис. Наша цель — превратить сбор биоматериала из стрессовой процедуры в нечто безболезненное и приятное. Для этого мы давали людям гематогенки, витамины, вежливо общались и спрашивали, как у них дела. Казалось бы, это банальные вещи, но именно этого не хватает в классическом стационаре. В итоге в конце визита клиенты благодарят наших медсестер и дают им огромный заряд положительной энергии. А это очень важно для тех, кто постоянно работает с людьми.

Запуск Сheckdoc получился хорошим, но не идеальным. И у меня, как у СЕО, тоже были факапы. Например, через несколько месяцев получила первые увольнения медсестер: люди уходили и просили меня уделять больше внимания их проблемам. Это было очень больно, но справедливо, потому что из-за большого потока заказов я не могла общаться с ними, как раньше…

Зато сейчас все в порядке. Мы регулярно устраиваем тимбилдинги, много разговариваем и понимаем, что происходит в жизни у каждого из сотрудников. Я усвоила одну простую истину: команда — это и есть основа бизнеса.

О планах

Проект развивается и растет. К концу лета, думаю, мы расширим географию и начнем принимать заказы в Алматы. Цель в долгосрочной перспективе — занять 10% рынка выездной диагностики в Казахстане. Это вполне реально и может сделать наш проект успешным. Потому что в ближайшие пять лет емкость этого рынка достигнет одного миллиарда долларов.

Такой объем сферы делает из наших потенциальных конкурентов партнеров. Мы не отнимаем хлеб у классических клиник — наоборот, помогаем им загрузить свои мощности на максимум и больше зарабатывать. Поэтому сейчас предлагаем медицинским компаниям работать вместе. Например, чтобы они размещали на своем сайте виджет, где клиент мог бы записаться на выездную диагностику. И это будет выгодно всем.

У Сheckdoc есть и более глобальная цель. Мы хотим внести свою скромную лепту в здравоохранение Казахстана и сделать так, чтобы наши люди были здоровее и жили лучше. Думаю, что это вполне реально.

Фаундер CheckDoc Тота Сматова

Что с проектом в 2024 году?

Связались с предпринимательницей и спросили, чего удалось достичь.

1. Дважды привлекли инвестиции — от Дубайского венчурного фонда Almak Capital и от частного инвестора. Общая сумма — $300 тыс. Представляли Казахстан на Web Summit Qatar вместе с Astana Hub. Было порядка 300 заявок, отобрали всего 7 для поездки в Катар. Общались там с инвесторами, посещали нетворк-мероприятия и таким образом демонстрировали успехи нашей страны в ИТ-индустрии. Прошли отбор на акселерацию Silkway Accelerator. Гордимся, потому что нас выбрали из 300 стартапов.

2.Прибыль растет на 200% ежемесячно. Команда выросла до 30 человек. Теперь работаем и в Алматы тоже.

3.Запустили B2B-продажи и обслуживание. Наш продукт для бизнеса — альтернатива страховке. Компании оплачивают наши услуги для своих сотрудников: чекапы, анализы. Тем самым решают множество задач — укрепляют HR-бренд, увеличивают продуктивность персонала.

4.Также теперь в клиниках, куда мы направляем клиентов на обследование, можно получить услуги косметолога и психолога. Стараемся объединить все услуги по сохранению физического и ментального здоровья на одной площадке и сделать их доступными буквально в два клика.

5.Применяем и искусственный интеллект. ИИ-врач собирает жалобы от пациентов, анализирует их и подсказывает, какие анализы нужно сдать. Можно тут же оформить заказ. Это экономит людям время и деньги, так как это заменяет первичный прием врача.

6.До конца года хотим запустить приложение. В целом собираемся стать медицинским сервисом № 1 в Казахстане, включающим в себя и выездную диагностику, и онлайн-консультации врачей, и медицинские услуги. Планируем укрепить позиции в Астане и в 3-м квартале начать работу в других регионах Казахстана.

От редакции. Впервые текст был опубликован в июле 2022 года.

Читайте также