Пивот, рост доходов и новые рынки. Как за 2 года изменилась жизнь первых героев Digital Business

О редакции Нас 300 тысяч! Расскажи о своем бизнесе ИТ-комьюнити
Дата публикации: 01.07.2024, 09:02

Мадияр Толеугали, Тота Сматова, Ерлан Есимсеитов, фото: Катерина Малама

В воскресенье (30 июня) Digital Business исполнилось 2 года! Летом 2022-го мы рассказывали истории амбициозных стартапов, грезили о «единороге», обсуждали с фаундерами значимых проектов актуальные проблемы. Летом 2024-го продолжаем писать, фотографировать, снимать видео в таком же бодром темпе. Вместе с вами, дорогие читатели, герои, партнеры, каждый день Digital Business фиксирует ИТ-настоящее Казахстана. А с недавнего времени — рассказывает и о личных финансах, дает слово маленьким и большим бизнесам. Все вместе (у нас уже  300 тысяч читателей, по данным GA за июнь 2024 года!), кажется, мы точно проложим нужные мосты в яркую, технологичную версию будущего.

А как дела у наших первых героев? Редакция решила узнать, что изменилось у собеседников за прошедшие 2 года. Достигли ли они целей, которые ставили перед собой? Как, по их мнению, поменялась ИТ-индустрия Казахстана? Какие планы строят теперь? Все эти вопросы мы задали фаундерам UvU Shuttle, CheckDoc и Naimi.kz.

«Потенциально можно зарабатывать до $5 млн чистой прибыли ежегодно только в одном городе»

Фаундер UvU Shuttle Мадияр Толеугали рассказал Digital Busines о себе и своем стартапе в июле 2022-го года. Тогда сервис UvU по безопасной перевозке детей и женщин работал уже полтора года и был популярен в Астане и Алматы. У проекта были планы выйти на рынок США. Удалось ли это сделать и что вообще сейчас происходит с бизнесом, спросили у Мадияра.

Мадияр Толеугали

Фаундер UvU Shuttle Мадияр Толеугали, фото: Катерина Малама

1. Сделали пивот от легковых авто к автобусам

— Теперь мы называемся UvU Shuttle. Сфокусировались на решении проблемы часа пик, когда такси стоит дорого (особенно в плохую погоду), а городской общественный транспорт переполнен. Даем альтернативу для регулярных поездок на работу и в школу. Недавно запустили новый продукт совместно со Давай сходим! — трансфер до Кольсая Svozim. Также была коллаборация с КТЖ по пассажирским перевозкам от перрона до дома.

Начало было очень сложным — столкнулись с митингами водителей, демпингом цен, недобросовестными заказчиками. У нас появилась профессиональная служба внутреннего контроля, состоящая в том числе из бывших полковников МВД, основная задача которой — обеспечивать максимальную безопасность для наших пассажиров и водителей.

Сейчас с платформой UvU Shuttle работает более 550 автобусов в Алматы и Астане, ежедневно используют сервис 7000 пассажиров и 25 B2B-клиентов, таких как Ritz-Carlton, Lukoil и Air Astana. Скоро появимся в других городах Казахстана.

2. Привлекали инвестиции

— В октябре 2023-го года стартап закрыл seed-round на $800 тыс. при оценке компании в $10 млн. Сейчас наша компания переходит из стадии Seed в Early stage (Series A).

Фаундер UvU Shuttle Мадияр Толеугали

Из личного архива Мадияра Толеугали

3. Пилотировали проект в США, ОАЭ и Саудовской Аравии

— Два года назад мы получили отличные результаты по показателю CAC (Customer Acquisition Cost — стоимость привлечения клиента — прим. Digital Business) и уже готовились запускать пилот в Тампе (США, штат Флорида). Однако нужно было быстро привлечь финансирование. Ключевым стоп-фактором стал доступ к капиталу. Сопоставимые с нами проекты на seed-стадии в Штатах привлекают минимум $10 млн, так как бюджеты, например, на составление грамотной оферты, очень высоки, а экономия на таком может привести к банкротству. Поскольку у нас достаточно операционный бизнес, решили, что пока не готовы к выходу на рынок США.

Затем мы рассматривали Ближний Восток — ОАЭ и Саудовскую Аравию. Эти рынки понятны, учитывая, что один из наших соучредителей — иорданец, свободно владеющий арабским языком. Пилотировались в Дубае и Мекке с разными моделями. Модель в Мекке оказалась более понятной и требующей меньших вложений, поэтому мы остановились на этом варианте. Нашли решения по транспортной лицензии и даже успели договориться с местными игроками. Потенциально можно зарабатывать до $5 млн чистой прибыли ежегодно только в одном городе.

Сейчас мы ведем две крупные сделки в Казахстане, завершение которых может скорректировать наши планы. Поэтому пока не хотим загадывать.

Мадияр отметил, что в ИТ-экосистеме Казахстана ощущается рост:

— Появилось много полезных программ поддержки. Огромную роль для нас сыграли организованная Astana Hub и Google For Startups акселерация Silkway Accelerator, Star Venture от ЕБРР, IRA от MOST Ventures. Кроме того, на рынок релоцировалось много крутых специалистов и компаний, включая нашего СТО Муаммара Аль-Шедивата, который переехал в Алматы из Лондона, где работал в Facebook и Twitter.

«Привлекли 300 тыс. инвестиций и растем по прибыли на 200% ежемесячно»

Фаундер CheckDoc Тота Сматова в июле 2022-го года была полна решимости улучшить здравоохранение Казахстана и сделать так, чтобы граждане нашей страны были здоровее. Сервис выездной диагностики тогда существовал меньше года. План был — захватить 10% рынка выездной диагностики. Спросили у Тоты, чем запомнились эти 2 года.

Тоты Сматова

Фаундер CheckDoc Тота Сматова, фото: Катерина Малама

1. Привлекли инвестиции

— Дважды привлекли инвестиции — от Дубайского венчурного фонда Almak Capital и от частного инвестора. Общая сумма — $300 тыс.

2. Участвовали в международных мероприятиях и акселерациях

— Представляли Казахстан на Web Summit Qatar вместе с Astana Hub. Было порядка 300 заявок, отобрали всего 7 для поездки в Катар. Общались там с инвесторами, посещали нетворк-мероприятия и таким образом демонстрировали успехи нашей страны в ИТ-индустрии.

Прошли отбор на акселерацию Silkway Accelerator. Гордимся, потому что нас выбрали из 300 стартапов. Программа начинается 1 июля.

3. Росли в команде и в прибыли

— Прибыль растет на 200% ежемесячно. Команда выросла до 30 человек. Начинали мы в Астане, теперь работаем и в Алматы тоже.

Фаундер CheckDoc Тота Сматова

Из личного архива Тоты Сматовой

4. Запустили новые продукты

— Запустили B2B-продажи и обслуживание. Наш продукт для бизнеса — альтернатива страховке. Компании оплачивают наши услуги для своих сотрудников: чекапы, анализы. Тем самым решают множество задач — укрепляют HR-бренд, увеличивают продуктивность персонала.

Также теперь в клиниках, куда мы направляем клиентов на обследование, можно получить услуги косметолога и психолога. Стараемся объединить все услуги по сохранению физического и ментального здоровья на одной площадке и сделать их доступными буквально в два клика.

Применяем и искусственный интеллект. ИИ-врач собирает жалобы от пациентов, анализирует их и подсказывает, какие анализы нужно сдать. Можно тут же оформить заказ. Это экономит людям время и деньги, так как это заменяет первичный прием врача.

До конца года хотим запустить приложение. В целом собираемся стать медицинским сервисом №1 в Казахстане, включающим в себя и выездную диагностику, и онлайн-консультации врачей, и медицинские услуги. Планируем укрепить позиции в Астане и в 3-м квартале начать работу в других регионах Казахстана.

Тота убеждена, что за 2 года ИТ-сектор в Казахстане значительно вырос:

— Появилось много стартапов, венчурных фондов, частных инвесторов. Это большая воронка: кто-то отваливается, кто-то показывает хорошие результаты. Есть, правда, ощущение, что все хотят создавать стартапы, не понимая, насколько это сложнее, чем традиционный бизнес. Многие теряют деньги на этом. Возможно, не хватает образования в области стартап-индустрии для молодежи.

«Появление стартапа-«единорога» в Казахстане становится все более реальным»

Два года назад сооснователь сервиса по поиску специалистов Naimi.kz Ерлан Есимсеитов был уверен в product-market fit продукта в Казахстане и только задумывался о выходе на зарубежные рынки. В 2022-м году компания отметила рост в доходах в 2,3 раза, при этом потратив $1 млн на маркетинг. Узнали у Ерлана, какие бизнес-показатели у стартапа сейчас, какие фичи появились у сервиса и как именно биометрия и ИИ помогают в развитии проекта.

СЕО Naimi.kz Ерлан Есимсеитов

Сооснователь и CEO Naimi.kz Ерлан Есимсеитов, фото: Катерина Малама

1. Увеличились доходы и количество пользователей

— Доходы компании увеличились на 185% за 2 года, из них с 2022-й по 2023-й год — на 90%. Количество установок выросло с 2,3 млн до 2,8 млн. Число заказов достигло 3,1 млн.

2. Ввели новые продукты

— Ввели возможность размещения вакансий голубых воротничков для бизнеса. Запустили продукт «Сервиска» — сервисные услуги по фиксированной цене с гарантией качества. Появились финансовые услуги, открытие банковских карт для новых пользователей, начисление кэшбеков и скоринг данных по нашей базе для дальнейшего кредитования пользователей.

Собираемся добавлять новые продукты, такие какие как финтех-услуги и маркетплейс электроинструментов и стройматериалов. Намерены усиленно развивать B2B-направление, предоставляя сервисные услуги с гарантией крупным компаниям.

сооснователь Naimi.kz Ерлан Есимсеитов

Команда Naimi.kz, из личного архива Ерлана Есимсеитова

3. Начали использовать ИИ и биометрию

— Каждый новый регистрируемый специалист проходит процесс верификации через биометрию, а также проверку на совершение уголовных и административных правонарушений. Такой способ позволил нам сократить количество негативных отзывов на выполненные заказы до 6%. У нас практически нет мошенников, так как сейчас действует принцип «Одна анкета, один ИИН, одно лицо, один номер телефона».

Искусственный интеллект используем в поддержке: разработали бота для службы поддержки, который отвечает на обращения людей. Есть пять моделей собственной разработки, которые формируют динамическое ценообразование для специалистов. На стадии тестирования находится модель распознавания документов.

4. Участвовали в акселерации Silkway Accelerator и тестировали выход на рынок ОАЭ

— В рамках акселерации вышли на рынок Дубая с бьюти-услугами. Отработали больше 100 заказов на общую сумму в $10 тыс. Тест был успешным, но мы решили отказаться от экспансии и сфокусироваться на Казахстане, так как понимаем, что можем вырасти здесь еще в 10 раз.

5. Получили награду на центральноазиатском фестивале коммуникаций

— Выиграли в конкурсе лучших коммуникационных решений RJ Awards. Нас отметили за рекламную кампанию «Не стоит температурить, Джеки Чан» с блогером Хан Атой.

Ерлан считает, что ИТ-экосистема Казахстана за 2 года изменилась в лучшую сторону:

— Стало больше венчурных фондов, инвестиционных возможностей для стартапов, а также акселерационных программ от Astana Hub. Все это поспособствовало увеличению количества стартапов. Наблюдаем не только рост числа новых технологических компаний, но повышение их качества и уровня амбиций.

Многие казахстанские стартапы начали выходить на международные рынки, что говорит о высоком уровне конкурентоспособности и инновационности их продуктов. Появление стартапа-«единорога» в Казахстане становится все более реальным.

Читайте также: Рекордная выручка, $2 млн инвестиций и покорение Америки. Казахстанские стартапы поделились своими успехами в 2023-м году