«Там развивают свою экосистему и не пускают иностранные бигтехи. Но мы все равно попробуем закрепиться». СЕО Tredo Аманбек Хуанышбек – о бизнес-туре в Японию

О редакции Большое интервью с Магжаном Мадиевым
Дата публикации: 29.04.2024, 10:31
СЕО компании Tredo Аманбек Хуанышбек

СЕО компании Tredo Аманбек Хуанышбек

Весной 2024 года казахстанская делегация ИТ-предпринимателей посетила Японию с бизнес-туром. Цель поездки – познакомиться с местными технологическими компаниями, лучше узнать оcобенности японского менталитета и понять, какие перспективы сотрудничества открывает Страна восходящего солнца. 

Одним из тех, кто отправился в тур, стал СЕО аутсорс и аутстаф-компании Tredo Аманбек Хуанышбек. Аманбек привез из Японии два предварительных контракта с необанками, несколько проектов на завершающей стадии переговоров, а еще – понимание, как казахстанцы могут выйти на этот рынок и начать там зарабатывать. Об этом и не только предприниматель рассказал в своей колонке на Digital Business.  

«Еще до поездки в Японию мы работали с заказчиками из Европы и Азии»

– По образованию я ИТ-менеджер, но первые полтора года после университета работал full-stack разработчиком. Карьеру ИТ-управленца начал в Bilim Media Group, где из разраба переквалифицировался в проджекта. Затем поработал в Reisswolf, а потом в Microsoft – менеджером по развитию Office 365 в Казахстане.

На следующем этапе карьеры развивал интернет-банкинг в Банк Астана, а после его закрытия перешел в Home Credit Bank. Как продуктолог часто взаимодействовал с ИТ-подрядчиками на стороне заказчика. Видя все нюансы и недостатки аутсорс-разработки, решил открыть многопрофильную компанию c продуктовой экспертизой. Помимо мобильной и web-разработки мой бизнес специализировался  на дизайне и концепции ИТ-продуктов, а также аналитике. За шесть лет штат компании, которую я назвал Tredo, вырос до 70 человек. Сейчас ведем три крупных проекта с Банком ЦентрКредит, Magnum Cash&Carry и криптобиржей Intebix.

CEO Tredo Аманбек Хуанышбек

После февраля 2022 года казахстанским компаниям открылись новые возможности для зарубежного ИТ-аутсора. Через Linkedin к нам начали обращаться заказчики из стран Европы и Азии. Раньше они работали с белорусскими и российскими подрядчиками, но из-за конфликта в Украине и санкций отказались от их услуг. По цене и качеству мы их вполне устроили.  

«Господдержка направлена на развитие стартап-экосистемы, а не ИТ-услуг»

Первым зарубежным заказчиком для нас стал малазийский стартап с фокусом на азиатские рынки. Мы подключились к нему на этапе концепции и создали рабочий MVP для запуска на внутренний рынок. Это был сервис по аренде площадок для игры в бадминтон и теннис с поиском соперников и тренеров.

Параллельно нам начали предлагать аутстаф. Сейчас несколько наших backend и java-разработчиков работают на проектах на Кипре и в Германии. Сотрудничая с зарубежными компаниями, мы увидели потенциал в экспорте казахстанских ИТ-услуг. Эту же тему активно лоббировал президент, когда говорил о задаче Казахстана стать центральноазиатским ИT-хабом.

СЕО Tredo Аманбек Хуанышбек

А в конце прошлого года мне удалось побеседовать с господином Токаевым во время его встречи с казахстанскими предпринимателями. Как представитель ИТ-cферы я упомянул, что господдержка сегодня больше направлена на развитие стартап-экосистемы, а не ИТ-услуг. При этом мы можем создать казахстанскую компанию вроде EPAM или Andersen, предлагающую аутстаф Google, Meta и другим бигтехам. Ведь зарубежным компаниям не хватает разработчиков для своих проектов. Содержать большую команду инхаус невыгодно, в итоге многие предпочитают аутстафить. Это давно поняли индийцы и преуспели из-за более низкой стоимости услуг. При этом качество кода у них, как известно, объективно хромает, на что жалуются заказчики.

«У японцев до сих пор в ходу наличные деньги и чековые книжки»

Учитывая все это, я давно изучал возможности для выхода на новые рынки. В этом году мне удалось присоединиться к бизнес-туру в Японию. Его организовал IT CEO Сlub. В состав нашей делегации вошли 10 человек из 4 компаний. 

За 10 дней мы посетили главную выставку японских стартапов Takeoff Tokyo, провели серию бизнес-ужинов с местными ИТ-компаниями и познакомились с участниками японского списка Forbes 30 Under 30. В организации этих встреч нам помогли казахстанские айтишники, которые давно живут в Японии и трудятся в локальных компаниях. Например, Ержан Каратаев работает в Rakuten – местном аналоге Amazon. Также нас поддержало местное сообщество Shibuya Startup Support. Его сотрудники рассказали о доступных визовых режимах, льготах для бизнеса и не только.

СЕО Tredo Аманбек Хуанышбек

Не обошлось и без забавных историй. В Токио встретили местного предпринимателя, который прожил пару лет в Алматы. Ему настолько у нас понравилось, что, вернувшись на родину, он открыл два кальянных бара в казахском этно-стиле. Там даже на фоне играет казахская музыка и на столах стоит вода Tassay. Владелец заведений настолько вдохновился нашей культурой, что решил познакомить с ней других японцев. 

За время тура я заметил, что в Японии налажена hardware-разработка, но software пока только развивается. Местные банки недавно начали цифровизировать свои продукты и услуги, поэтому у японцев до сих пор в ходу наличные деньги и чековые книжки. Считаю, в плане финтеха Казахстан ушел далеко вперед. Японский ИТ-рынок бурно растет, и сейчас там высокий спрос на веб и мобильную разработку, автоматизацию, ERP-системы. Наряду с финтехом активно развивается MedTech. 

При этом японцы не пускают к себе международные бигтехи, либо сильно их ограничивают. Например, Uber запустился только с доставкой еды. Там стремятся развивать свою экосистему и поддерживают отечественные сервисы. В стране проживает 126 млн человек, и японские стартаперы даже не задумываются о выходе за рубеж. Это связано с высокой плотностью платежеспособного населения в городах и желанием самих компаний делать продукты исключительно для японцев. Сервисы на английском местные тоже не приветствуют, и вся ИТ-разработка в компаниях обычно на японском. Из-за сложности языка иногда возникают проблемы при составлении технической документации. По словам знакомых разрабов, качество местного кода сопоставимо с индийским: в нем страдает структура, как и этика кодинга. 

CEO Tredo Аманбек Хуанышбек

С другой стороны, наняв японца-разработчика в штат, можно быть уверенным, что он долго проработает в твоей компании. Лояльность к работодателю характерна и для других ниш. Такого подхода немного не хватает на рынке Казахстана, где текучка кадров – обычное дело. Хотя в ИТ набираться опыта и карьерно расти можно, работая несколько лет в одной компании

«Японцам не важно, насколько круто ты себя рекламируешь. Влияют только личные рекомендации от местных»

Все локальные компании делятся на две категории  – с основателями-японцами либо иностранцами, давно живущими в стране. По моим наблюдениям, местные жители в целом интроверты, поэтому неохотно идут на контакт с незнакомцами. 

Из-за особенностей местного менталитета зайти на японский ИТ-рынок можно лишь двумя способами:

  1. Зарегистрировать компанию в Японии и проработать там минимум три года, чтобы войти в доверие к локальному бизнес-сообществу. 
  2. Искать клиентов по знакомству и через рекомендации. Но даже в таком случае необходимо, чтобы ваш менеджер мог коммуницировать с заказчиком на японском. Сейчас продумываем варианты обучения наших сотрудников японскому, или найм лингвистов и обучение их project-менеджменту. 

С бизнесом, который запустили иностранцы, работать чуть проще. Нам как раз удалось запартнериться с такой аутсорс-компанией в качестве субподрядчика. Для сотрудничества в таком формате достаточно знания английского языка. Еще нам удалось предварительно договориться о партнерстве по аутстафу с двумя японскими необанками. Также провели встречу с местной телекоммуникационной компанией NTT, которая заказывает аутсорс и аутстаф в Индии и на Тайване.

«В ближайшие 2-3 года Казахстан сможет успешно конкурировать на мировом рынке ИТ-услуг»

Посетив Японию, я увидел много возможностей для сотрудничества с местными компаниями. Но, чтобы поставить аутстаф на поток, требуются сильные кадры со знанием английского языка. По моим наблюдениям, только 2 из 10 местных ИТ-специалистов могут подтвердить достаточной уровень английского языка для общения с иностранными клиентами. Второй блокер для масштабирования аутстаф-услуг – нехватка квалифицированных кадров, к тому же наш ИТ-рынок переоценен с точки зрения грейдов. В зарубежные компании middle и senior-специалисты из Казахстана, как правило, идут работать джунами. 

В перспективе решить проблему с кадрами помогут госпрограммы, но бизнес не может долго ждать. По этой причине многие компании, включая нашу, проводят стажировки и берут на работу джунов. Также я начал выстраивать партнерскую сеть на базе своих контактов в индустрии. Коллаборация с другими компаниями позволит брать крупные аутстаф-проекты от зарубежных заказчиков. Как только они увидят качество нашей работы, мы, как минимум, станем альтернативой индийцам и сможем повышать стоимость наших услуг.

CEO Tredo Аманбек Хуанышбек

Верю, что в ближайшие 2-3 года Казахстан сможет успешно конкурировать по экспорту ИТ-услуг с другими странами. Особенно, если и другие ИТ-компании обратят внимание на азиатские рынки. Многих по умолчанию привлекает Европа и США, но по нашему опыту барьером для сотрудничества может стать часовой пояс. Американцы не против с нами работать, если бы не разница в 12 часов. С Японией она составляет 4 часа, что вполне приемлемо. Это не самый очевидный вариант для аутстафа, но в этот поезд еще можно запрыгнуть и открыть для себя большие перспективы.

Читайте также: Из Казахстана на рынок Сингапура? Это реально. Колонка сооснователей Akhter Studios Адмета Акхтера и Шамиля Ахмедова