«Казахстану не хватает воды». Четыре девушки решили сделать стартап, чтобы помочь фермерам

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 26.12.2023, 09:02
Девушки

Улданай Молдагалиева, Айымжан Байтуреева, Жибек Акашева, Кызжибек Рысжанова

ИТ-специалист Улданай Молдагалиева, ученые Айымжан Байтуреева и Жибек Акашева, а также предприниматель Кызжибек Рысжанова до недавнего времени не были знакомы и жили в разных городах. Девушки встретились в США на программе TechWomen, где придумали идею стартапа и выиграли конкурс питчей. Теперь казахстанкам дадут грант в $3 тыс. на создание MVP. Их продукт — мобильное ИИ-приложение по расчету объема воды для агрохозяйств Irrigate Smart. Предполагается, что с его помощью фермеры будут высчитывать, сколько воды им нужно для выращивания урожая. Digital Business узнал у авторов идеи, как приложение поможет сельскому хозяйству Казахстана.

«Когда придумали идею, были очень воодушевлены, но потом испугались»

Айымжан Байтуреева заканчивает докторантуру в Казахском национальном университете имени аль-Фараби и работает над исследованиями в области математического моделирования и искусственного интеллекта. Именно Айымжан будет отвечать за внедрение ИИ в приложение Irrigate Smart. Она давно мечтала основать стартап или стать частью бизнес-команды.

— TechWomen — стипендиальная программа США, предназначенная для женщин, работающих в области STEM и ИТ, — рассказывает Айымжан — Победительницы проходят пятинедельную стажировку в Кремниевой долине.

Irrigate Smart

Отбор был серьезный. В первом туре нужно было написать 8 эссе, во втором пройти интервью. Из более чем 3000 кандидатов из стран Центральной Азии, Ближнего Востока и Африки отобрали только 100 участников. Мы проходили стажировки в технологических компаниях США, а после в национальных командах под руководством менторов придумывали идею стартапа. Было требование — проект должен решать социально значимую задачу на уровне государства.

В Казахстане есть проблемы с водой, ее не хватает. Чтобы их решать, недавно создали Министерство водных ресурсов и ирригации. Мы считаемся «водозависимой» страной, у нас только 2,8% территории покрыты водой, а две трети — засушливые зоны. Значительная часть воды поступает из трансграничных рек, текущих из соседних стран. Они могут ограничивать поток воды или загрязнять ее. Из всего «речного» объема большая часть (57%) идет на сельскохозяйственные нужды. Но и здесь вода расходуется неэффективно. Некоторые фермеры не получают достаточно ресурса для своих хозяйств, в то время как другие используют больше, чем нужно.

Irrigate Smart

Решили, что разработаем мобильное приложение, которое будет считать, какой объем воды необходим конкретному фермеру, учитывая тип выращиваемой культуры, площадь угодий, метеоусловия. На первом этапе ограничились вычислениями по формуле, которую нашли в научном журнале. В дальнейшем потребуются автоматизация и подключение снимков со спутников.

В разработке идей участвовала 21 команда. И только 5 из них, в том числе мы, выиграли грант в $3 тыс. для создания MVP. Когда придумали идею, были очень воодушевлены. Но потом испугались — такой сложной показалась реализация. Менторы убедили не бояться: главное — запустить пилотный проект. Двигаться нужно постепенно.

К слову, нашими менторами были Васанти Ренганатан, руководитель технических проектов в LinkedIn, Лиза Фоше, старший вице-президент по коммерческим вопросам в Workday, Элла Моргулис, тренер по лидерству.

«Аграриям нужен инструмент, с помощью которого можно доказать потребность в определенном объеме воды»

Кызжибек Рысжанова — предприниматель с 15-летним опытом. Ее компания Smart ReEnergy помогает строить малые гидроэлектростанции. Сфера интересов Кызжибек — «зеленые» технологии. В Smart Irrigate она будет отвечать за развитие бизнеса.

— Тема водных ресурсов мне близка. Я живу в Шымкенте. У нас на юге есть трансграничные реки, которые текут из Узбекистана. Воды не хватает. Фермеры ходят в Казводхоз, просят дать больше. Но нет прозрачности — непонятно, какой объем нужен. Это приводит к несправедливому распределению ресурсов.

Irrigate Smart

Кызжибек рассказывает о ближайших планах:

— Первые полгода уйдут на подготовку MVP — приложения, которое будет по формуле рассчитывать объем воды. В будущем  сможем предоставлять более точные данные, когда соберем дата-сеты по конкретным хозяйствам. Искусственный интеллект способен предсказывать погодные изменения. Но модель нужно обучить. Для это установим датчики в почве. На них и пойдут деньги от TechWomen.

На первом этапе планируем сотрудничать с 15 фермерами. С несколькими уже договорилась. Будем проводить обучение, показывать преимущества приложения. Аграрии в восторге от идеи. Им нужен инструмент, с помощью которого можно будет доказать потребность в определенном объеме воды.

«Технологии и наука должны помогать людям»

Жибек Акашева работает в научной лаборатории Казахского национального исследовательского технического университета имени К. И. Сатпаева. Занимается разработками в области моделирования течения жидкости в пористой среде. Жибек будет отвечать за разработку научной документации для Irrigate Smart и привлечение инвесторов.

— У меня есть опыт развития стартапа. С коллегами в лаборатории запустили проект по подбору оптимального режима перекачки воды для теплосетей. В Кремниевой долине планировала узнать, как лучше продвигать наш продукт. А получилось так, что теперь в разработке 2 стартапа.

Решила выделить в своем расписании один выходной день только для Irrigate Smart. Умею совмещать несколько проектов. На стажировке по ночам готовилась к защите диссертации и одновременно проходила стартап-акселерацию.

Планируем, что для фермеров наше приложение будет бесплатным. Зарабатывать планируем  на встроенной рекламе. Как только у нас появится MVP, начнем искать инвестиции. Можно подать на дополнительные $50 тыс. по программе TechWomen. Нам уже хотят помочь финансами сотрудники LinkedIn. Им о проекте рассказала ментор Васанти Ренганатан. Есть идея обратиться в Университет Беркли, там есть центр поддержки стартапов для сохранения природных ресурсов.

Irrigate Smart

Что еще нужно, чтобы проект оказался работоспособным? Наша собеседница не скрывает: потребуется поддержка государства.

— Понимаем, что мало сделать приложение. Казводхоз должен согласиться учитывать результаты наших расчетов при распределении воды среди фермеров. Нам уже звонили из МИДа, услышали про наш проект и обещали помочь связать с профильным министерством.

Пока план такой. Собираемся написать письмо в правительство РК. Оттуда, если все будет хорошо, должно уйти поручение в профильное министерство.

Понимаем, что предстоит много работы. Но в конечном итоге наш стартап будет выгоден для экономики страны. Ежегодно из-за засухи теряется около 40% урожая. Мы хотим помочь снизить эти потери. Больше урожая — больше ВВП.

«Проблемы с водой есть во многих странах»

Улданай Молдагалиева специализируется на информационной безопасности. Работает в сфере ИТ уже более 7 лет. Сейчас Улданай — главный инженер по информационной безопасности в компании E-Finance Center JSC. Ее роль в стартапе — развитие информационной системы и защита данных.

— Не планировала создавать стартап, делала карьеру в корпорации. «Заразилась» предпринимательством в Кремниевой долине, на стажировке. Для меня это шанс попробовать новое, узнать, на что я способна.

Smart Irrigate

Мы начинаем активную работу с января 2024 года. Этот этап продлится полгода. Вместе с Айымжан сделаем приложение, его первую версию. Дальше нужна будет ИТ-команда.

Со стороны программы Tech Women будет трекинг — менторы помогут вести проект и следить за сроками. Уже есть подробно расписанный план. Кстати, в далекой перспективе хотим охватить 250 тыс. фермерских хозяйств. Еще в планах — разработка сайта и приложения на базе искусственного интеллекта.

Irrigate Smart

Когда мы питчили стартап и в Сан-Франциско, и в Вашингтоне, жюри, менторы, другие участницы из Центральной Азии говорили, что хотят, чтобы у нас все получилось. Потому что как только мы добьемся успеха дома, проект можно будет масштабировать. Проблемы с водой есть не только в Казахстане. Почти в любой стране мира имеются такие же вопросы.