10 публикаций октября, которые нужно обязательно прочесть

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 01.11.2023, 09:24

Октябрь получился очень насыщенным для ИТ-рынка Казахстана: несколько стартапов заявили об успешном поднятии раундов инвестиций, а на форум Digital Bridge в Астану съехалось много международных и казахстанских ИТ-предпринимателей и специалистов.

Собрали десять самых ярких публикаций за прошлый месяц, которые вы обязательно должны прочесть.

«За пару месяцев набрали больше 160 тыс. пользователей». Алматинцы создали приложение, которое позволяет зарабатывать на шагах

Алим Раздыков

Фото — Катерина Малама

По образованию Алим Раздыков финансист и режиссер. Однако всю сознательную жизнь занимается маркетингом. Все началось с алматинского «Кайрата», где парень отвечал за активность клуба в медиапространстве и соцсетях. Дальше были различные рекламные агентства, включая корейскую компанию Cheil Worldwide, в казахстанском офисе которой Алим сейчас занимает позицию digital-тимлида.

Попутно алматинец вместе с тремя друзьями развивает собственный стартап AlgaApp – приложение, где люди могут получать различные вознаграждения за пройденные шаги. В интервью для Digital Business Алим рассказал, чем его стартап отличается от аналогичных зарубежных сервисов, какие бонусы за ходьбу предлагают пользователям, что от них требуется, насколько популярен подобный формат сейчас в Казахстане и получается ли на нем зарабатывать.

— Мы при встречах постоянно обсуждали новости из мира стартапов. В наших разговорах все чаще стали всплывать такие проекты как STEPN, Sweatcoin и Walken. Все они предлагали пользователям зарабатывать на ходьбе. Мы подумали, что можно сделать подобное приложение в Казахстане. Я придумал название AlgaApp, набросали с ребятами бизнес-план и постепенно стали его реализовывать. Так все и завертелось.

— Приложение несет важную социальную функцию. Сегодня на сердечно-сосудистые заболевания приходится 16% смертей в мире. Казахстан здесь не исключение. В нашей стране 40 тыс. человек ежегодно получают инсульты. Лучшая профилактика для таких недугов – ходьба. Специалисты ВОЗ рекомендуют проходить минимум 5 тыс. шагов в день. Чтобы у людей была мотивация, предлагаем 1TER за 1 тыс. шагов.

«Улан-Батор либо полетит в космос, либо у нас там ничего не получится». Как казахстанская компания JET запускала самую холодную столицу мира

Мейрамбек Абелкасов

Фото — Kolesa Group

За 2,5 года работы кикшеринговому сервису JET удалось добиться хороших результатов: около $24 млн выручки, $10 млн привлеченных инвестиций, парк из 23 тыс. самокатов и более 20 млн. совершенных на них поездок. Но самое главное достижение казахстанской компании – запуск в 7 странах. Основатель и операционный директор JET Мейрамбек Абелкасов на конференции Kolesa Conf’ 23 рассказал, что необходимо делать для выхода на другие рынки и с какими сложностями при масштабировании сталкиваются стартапы.

— Когда мы пошли в Украину, там был Bolt. Они убегали от нас.  На самом деле, большим компаниям намного сложнее, чем стартапу, ведь они неповоротливее. Мы – маленькие, голодные ребята, которые могут быстро и легко принимать решения. К примеру, за один вечер поменять билеты в Баку и полететь в Минск, чтобы запустить Беларусь.

— Помню, что сказал команде: «Улан-Батор либо полетит в космос, либо у нас там ничего не получится». Поводы для опасений были. Улан-Батор – самая холодная столица в мире, а ведь мы сильно зависим от сезонности. Также у нас не было понимания, какой там уровень вандализма и краж. Однако все получилось.  Сейчас у нас Улан-Батор второй по объему рынок после Алматы.

«Вложили в регион более 100 млн евро». Топ-менеджер Glovo поделился планами компании в Казахстане

Уильям Бенхолл

Фото — Батыр Аубакиров

Год назад в интервью Digital Business сооснователь Glovo Саша Мишо рассказывал, что доволен тем, как развивается казахстанский рынок, и видит здесь большой потенциал для роста. Хотя на тот момент агрегатор в нашем регионе работал в «минус» и много инвестировал – за три года Glovo вложил в Казахстан 40 млн евро. Тем не менее, Саша уверял, что в перспективе 5-7 лет Центральная Азия может занять лидирующие позиции в общем «портфеле» Glovo, который работает в 25 странах.

Удалось ли компании стать прибыльной в Казахстане? Сколько денег в общей сложности вложено в наш рынок? Как долго Glovo готов инвестировать? Насколько сейчас для агрегатора важна Центральная Азия? На эти и другие вопросы ответил глобальный директор Glovo по работе с органами власти Уильям Бенхолл.

– У нас не стоит вопрос, какую максимальную сумму мы готовы влить в регион. Сейчас хотим определить правильный индикатор, с помощью которого сможем понимать, сколько еще нужно вложить или уже стоит остановиться. Если мы видим, что можем развиваться и расти в Казахстане, но для этого необходимо инвестировать – будем вкладывать деньги. Если поймем, что финансирование не поможет увеличить долю рынка – тогда начнем постепенно уменьшать денежные потоки.

— С другими странами Центральной Азии ситуация иная. К примеру, в нашем списке государств, где мы были готовы запускаться в ближайшее время, находился Узбекистан. Но мы сместили фокус с экспансии на новые рынки. Теперь, если у нас есть выбор запустить очередную страну или сфокусироваться на рынке, где мы присутствуем, чтобы стать прибыльными там, то выберем второй вариант. Но это не говорит о том, что мы отказались от идеи запуска того же Узбекистана.

Казахстанцы обучили нейросеть выявлять редкие болезни глаз. Ей под силу исключить тысячи неправильных диагнозов

Яна Тен

Фото — Батыр Аубакиров

ZebraEye – облачное-решение на базе AI, помогающее врачам диагностировать редкие глазные заболевания по медицинским снимкам. Стартапу всего полгода, а его команда уже заключает первые контракты с казахстанскими клиниками. Фаундеры проекта, среди которых СEO Cerebra Досжан Жусупов, хотят масштабироваться в США и готовятся к pre-seed раунду.

CEO и кофаундер ZebraEye Яна Тен рассказала, как нейросеть может пригодиться врачам по всему миру и в чем преимущества казахстанской разработки по сравнению с зарубежными аналогами.

— В жизни часто бывает, что мы выбираем вариант, который знаком, и упускаем менее вероятные сценарии. То же самое происходит в медицине: когда неочевидная болезнь маскируется под банальные симптомы, ее легко упустить. В этом и заключается эффект зебры. В одной из серий доктор Хаус как-то сказал: «Я искал зебру, потому что всех лошадей исключили мои коллеги». Он мыслил нестандартно, замечая, что упустили другие врачи. Тот же смысл мы вложили в название стартапа.

– Мы живем в условиях ухудшающейся экологии, ведем не очень здоровый образ жизни, постоянно сидим в гаджетах. В первую очередь это бьет по глазам. По прогнозам ученых, в скором будущем человечество столкнется с эпидемий глазных болезней. С текущими темпами сокращения врачей мы с этой волной не справимся.

Как KMF-Bazar планирует «оцифровать» фермерский бизнес в стране

Фото — KMF

Несколько месяцев назад крупнейшая в Казахстане микрофинансовая организация KMF запустила платформу KMF-Bazar. Она позволяет фермерам масштабировать продажи, выходить с локального на национальный уровень. Продавать продукцию конечным покупателям без посредников – оптовых компаний и розничных сетей. А покупатели, в свою очередь, могут заказывать на платформе свежее мясо, молоко, овощи, фрукты у конкретных хозяйств.

Как будет развиваться эта площадка. К каким метрикам стремится сельскохозяйственный маркетплейс. Почему в KMF верят, что уже через несколько лет онлайн-торговля будет так же популярна среди мерчантов на селе, как у предпринимателей в крупных городах. Эти вопросы редакция Digital Business обсудила с Карлыгаш Райхановой, заместителем председателя правления, куратором лаборатории новых продуктов KMF.

— Даже рассматривали вариант кого-то поглотить из существующих игроков. Но решили идти своим путем. Так как у нас есть возможность создать уникальный по своим масштабам маркетплейс в Казахстане. За все 25+ лет работы KMF более 700 тыс. клиентов когда-либо взаимодействовали с нами. Активных клиентов на сегодня – более 260 тыс. Из них почти 40% занимаются животноводством. Это люди, которые торгуют на скотных базарах в своих районах. Мы также заметили на селе разрозненные мини-сообщества в WhatsApp, где продавцы и покупатели находят друг друга. Но в любом случае рынок сбыта для большинства фермеров ограничивается сегодня собственным районом. А мы хотим дать им онлайн-платформу, которая позволит без посредников выходить на конечных покупателей не только в своем районе, области, но и в соседних областях, по всей стране.

— Чтобы тестировать разные продуктовые гипотезы, не упираясь в длительные согласования, бюрократию, привычную для большой компании, мы создали внутри KMF лабораторию продуктов. Здесь подход следующий. Есть гипотеза, есть финансовые лимиты на ее тестирование, утвержденные руководством компании. Право на риск в пределах этих лимитов. Задача для команды лаборатории – провести быстрое исследование, тесты. Быстро понять: либо идея «летит» и тогда она передается бизнесу в production. Либо перспектив нет и нужно закрывать проект. В случае с KMF-Bazar мы видим, что идея не просто перспективная, но и в будущем выйдя из лаборатории,  скорее всего, выделится в самостоятельный бизнес внутри KMF.

Джеймс Баррат о «темной» стороне ИИ: если на планете появится кто-то умнее нас, то он будет определять будущее

Фото — трансляция Digital Bridge

Джеймс Баррат, сценарист, продюсер и директор Barrat Media, LLC, на пленарном заседании ИТ-форума Digital Bridge 2023 постарался показать «темную» сторону искусственного интеллекта.

Для наглядности он попросил участников форума представить ситуацию, когда они садятся на борт самолета, но узнают, что половина инженеров, которые разработали самолет, считают, что есть 50% шансов авиакатастрофы. А системы самолета являются черным ящиком — никто не знает, как они работают. И плюс есть проблема контроля: чем дольше самолет находится в воздухе, тем больше он подвержен непредсказуемому и неконтролируемому поведению. И вообще, у каждого из инженеров этого самолета есть какая-то история плохого поведения, публикации фейк-новостей или вранья правительству.

— Сели бы вы в такой самолет? Не вижу поднятых рук и желающих. Простите, что я так заявляю, но мы уже с вами летим в таком самолете вместе со всеми нашими близкими. И, конечно же, я имею в виду не сами самолеты, а очень мощные программы, которые выпускаются с ошеломляющей скоростью такими компаниями, как Meta, Google, OpenAI, Microsoft — это все генеративные системы искусственного интеллекта, большие языковые модели, которые генерируют текст и изображения.

— Мы не можем использовать технологии прошлого в качестве примера, потому что мы ранее никогда не создавали машины, которые могут быть умнее нас. Мы можем использовать собственную эволюцию как пример. Мы, люди, определяем будущее не потому, что мы самые быстрые или самые сильные, а потому что мы самые умные. А если на планете появится кто-то умнее нас, то этот кто-то будет определять будущее. Это аксиома.

Казахстанец заново изобрел систему занятий фитнесом: теперь каждый может стать качком или фитоняшкой

Фото — Катерина Малама

Предприниматель Илияс Исатаев шесть лет экспериментировал с новыми технологиями в своей сети фитнес-клубов Invictus Fitness. У него получилось создать стартап Hero’s Journey, который кардинально меняет подход к занятиям фитнесом и мотивирует людей тренироваться в три раза чаще.

Сейчас у Hero’s Journey успешно и прибыльно работает один зал в Астане, а недавно стартап получил инвестиции на открытие еще одного — в Алматы. Однако Илияс уже думает о международной экспансии: как открыть Hero’s Journey в Нью-Йорке, чтобы за несколько лет захватить американский рынок фитнеса.

— Хочу сразу развеять первое и частое заблуждение. Hero’s Journey — это не приложение, а фитнес-зал. Поэтому нельзя взять наше приложение и тренироваться в другом месте. Приложение – это лишь один из интерфейсов коммуникации с клиентом. 75% успеха нашего стартапа не в программе, а в полностью автоматизированном фитнес-зале, который мы заново изобрели. Привычные нам сегодня клубы были придуманы в 80-х годах прошлого века для бодибилдеров, которые по 5 часов в день могли мотивированно тренироваться. Но сегодня они уже не подходят современным людям.

— Наша ближайшая задача — открыть зал в Алматы и протестировать наш продукт на новом рынке, где о нем еще не знают. Этот зал будет больше, его пропускная способность на 80% выше, и мы рассчитываем увеличить выручку в два раза. Надеюсь, сможем открыться в января 2024 года. В свою очередь это позволит увеличить команду разработчиков с 11-13 человек до тридцати. Сможем быстрее тестировать гипотезы и улучшать продукт.

Казахстанка запустила сервис цифровых замков для отелей. Ее цель – международные сети гостиниц

Айдана Айтуарова

Фото — Катерина Малама

Porte – SaaS-решение, заменяющее магнитные ключи от номеров на цифровые, открывающие замки с телефона. Сервис работает на базе мобильного и web-приложений, также включает дополнительные услуги для постояльцев отелей. На запуск команде понадобилось меньше полугода. Сейчас ребята заключают контракты в Казахстане и готовятся к выходу на рынки ОАЭ и Саудовской Аравии.

Что помогло стартапу запуститься в короткий срок? От каких технологий решили отказаться ради быстрой масштабируемости? И для чего фаундеру Айдане Айтуаровой акселерация в Саудовской Аравии?

— Восстановление магнитных карт – одна из больших болей всех отелей. В Америке за их утерю берут штраф от $5 до 15. В Казахстане так не делают, и клиенты часто забывают сдать карточки на ресепшене. На первый взгляд, расходы не такие большие, но если у вас 250 номеров, то сумма за месяц может получиться немаленькой. Кроме того карточки размагничиваются, вызывая неудобства для постояльцев.

– MENA – быстрорастущий регион, где рынок HoReCa чуть ли не номер один. Для сравнения, один отель в Саудовской Аравиии дает в 6 раз больше денег, чем в Казахстане, хотя усилия одинаковые. Условно, здесь гостиница платит за дверь – $1, а там – $7.

Тим Дрейпер дал рекомендации казахстанцам, как сделать успешный стартап

Фото — трансляция Digital Bridge

Тим Дрейпер, венчурный инвестор, соучредитель Draper Fisher Jurvetson и основатель Дрейпер Университета, на форуме Digital Bridge 2023 решил вдохновить казахстанских ИТ-предпринимателей и поделился с ними несколькими рекомендациями.

— Мой сын Адам говорит: чтобы стать успешным предпринимателем, вы должны быть как таракан. Потому что таракана сложно убить. Они могут находиться 25 минут под водой, на них не действует радиация — многие вещи не убивают тараканов. И мой сын говорит, что предпринимателю тоже нужно быть таким.

— Успешные в бизнесе люди всегда заглядывают в будущее, имеют долгосрочное мышление. Это не так, что ты сейчас схватил и заработал: долго на этом бизнес не продержится. Надо смотреть в будущее, делать вещи с замахом на долгосрочную перспективу. Например, думать о том, что я могу бесплатно сделать сейчас для своих клиентов, чтобы им понравилось и они были счастливы. И потом они будут готовы платить больше.

Казахстанцы собрали на коленке софт, который может полностью оцифровать магазины. История стартапа Beksar

Beksar.kz

Фото — Катерина Малама

Еще несколько лет назад Максат Бектибаев, Бауыржан Сарсембаев и Айдын Темеков развивали собственные сети магазинов в Казахстане. Троих парней объединяла общая боль: каждый из них не мог собрать всю информацию о доходах, расходах и остатках товара в одном месте. Предприниматели перепробовали разный софт. Но когда устали от безуспешных попыток, сами создали нужную программу.

Их проект называется Beksar. Он помогает полностью оцифровать данные торговой точки и собрать всю нужную информацию в ноутбуке или телефоне. Услугами стартапа пользуются больше 2,3 тысяч магазинов по всему Казахстану. И, конечно же, никто из основателей компании не собирается останавливаться на достигнутом. Как начинался проект и что его ждет в будущем?

— Наш стартап получился из боли. У меня были магазины в 6 городах Казахстана. Потратил десятки миллионов тенге на автоматизацию процессов и учета. В 2020-м фактически не было решения, которое реально работало бы для малого и среднего бизнеса. Да, есть системы вроде 1C, но они закрывают потребности лишь частично.

— На протяжении 2 лет мы действительно были полностью абстрагированы от стартап-тусовки, потому что не понимали этих людей. Ведь как можно работать по полгода — и ничего не зарабатывать? Потом нам поступило приглашение от Багдата Мусина поучаствовать в ивенте Pizza Pitch от Astana Hub. И было еще несколько активностей в международном технопарке. Затем оказалось, что у нас есть круг знакомых в ИТ и стартап-тусовке, которые все-таки умеют зарабатывать деньги. Долгое время мы узнавали о комьюнити от них.