«Ключевая инфраструктура должна быть под контролем государства». Взгляд на развитие телеком-отрасли в Казахстане
Глава агентства стратегических коммуникаций Khalykbergen, известный PR-эксперт Нуркен Халыкберген на своей странице в Facebook опубликовал пост, в котором порассуждал о демонополизации телеком-отрасли в нашей стране. Приводим самые интересные мысли.
О Starlink:
«Могут ли терминалы от Илона Маска стать полноценной заменой для подключения казахстанцев [к интернету]? Может РК стоит отказаться от планов строить собственную инфраструктуру (прокладывать кабели и оптоволокно в регионы), а просто отдать все независимым поставщикам? Например, во все удаленные аулы Казахстана поставить терминалы Starlink и все…
На мой взгляд, полностью зависеть от зарубежных игроков и отказываться от собственной инфраструктуры – полная беспечность (я бы сказал преступление). Мое твердое убеждение: ключевая инфраструктура должна быть под контролем государства. В том числе аэропорты, вокзалы, железные дороги и прочее».
О примерах для Казахстана:
«Многие страны Европы, такие, как Великобритания, Франция, Швеция и Финляндия с течением времени перешли к модели, где государственные и частные компании сосуществовали и конкурировали на рынке.
Один из примеров – Telia Sonera или Telia Company AB. Это международный телекоммуникационный холдинг, который в свое время владел Kcell в нашей стране. Данная корпорация – продукт слияния нескольких бывших государственных компаний Швеции и Финляндии. Telia была шведской государственной телефонной монополией (ранее называлась Televerket). Финская Sonera (до 1998 года Telecom Finland) с другой стороны имела монополию на звонки по магистральной сети. До недавнего времени половина акций холдинга находилась во владении правительств Финляндии и Швеции (в разных долях). Даже сейчас правительство Швеции обладает 37% акций холдинга и не торопится выходить из числа собственников.
Сегодня Telia Company – крупнейший оператор фиксированной голосовой связи, широкополосного доступа, мобильной связи».
Что делать Казахстану:
«Почему бы «Казахтелекому» не повторить аналогичный опыт экспансии в Центральной Азии и стать лидером региона? Что мешает этому процессу и в чем проиграет казахстанское общество? У команды компании есть хороший опыт стратегических инвестиций в инфраструктуру, а также приобретения и интеграции игроков. Это наглядно свидетельствует об эффективном управлении и развитии связи как отрасли. Благо складывается позитивная для страны макрополитическая и экономическая ситуации.
Да, есть бытовые вопросы о сервисе и тарифах. Но я рассуждаю с позиции макроэкономики. Например, если бы не быстрый интернет, в стране вряд ли был возможен взрывной рост таких проектов, как Kaspi, Aviata, Arbuz, Documentolog. А крупный корпоративный бизнес давно уже оценил преимущества конференций в онлайн и облачных решений для деловых процессов.
Если рассуждать с позиции государства, «Казахтелеком» приобрела у Telia Company обратно Kcell в три раза дешевле, чем продала его ранее. Оператор продемонстрировал финансово успешные сделки для страны. Учитывая перспективы Центральной Азии, государству давно пора дать негласное указание команде Куанышбека Есекеева (председатель правления «Казахтелеком» – прим. Digital Business) начать активную экспансию в регионе с целью консолидации рынка, повышения его привлекательности для вендоров, инвесторов и партнеров. И за счет эффекта масштабов добиться хоть какого-то замедления роста цен и тарифов».
О демонополизации:
«Можно много и долго рассуждать о демонополизации телекома в стране. Но в итоге все может закончиться ростом цен и потерей контроля над стратегически важной отраслью. А терять есть что. Нужно признать, что наше государство реально добилось многого в области телекома: 94% проникновения интернета, месячное потребление трафика в два раза выше среднемирового, тарифы в первой пятерке мирового рейтинга по дешевизне фиксированного и мобильного интернета. Ведь государство принимает решение на основе долгосрочных интересов, обеспечивая постоянные инвестиции в инфраструктуру связи, особенно в регионах, где коммерческая прибыль может быть ограниченной или отсутствующей, а не исходя из краткосрочной прибыли. О чем опять же свидетельствует выход из нашего региона зарубежных инвесторов».
Читайте также: «Найдите успешные кейсы». Дискуссия топов телекома о 5G