После 30 лет казахстанец захотел бросить карьеру актера и стать геймдизайнером. Вот что получилось

О редакции Первое интервью с руководителем Комитета искусственного интеллекта
Дата публикации: 29.08.2023, 09:14

Сергей Тейфель родился в Риге и прожил большую часть жизни в Алматы. Он мог стать программистом, но выбрал карьеру актера. За 15 лет в этой профессии успел поработать в Немецком театре, открыл студию и поставил несколько спектаклей. А потом начал карьеру с нуля.
Последние два года Сергей работает геймдизайнером в игровом стартапе. Насколько сложным оказался карьерный переход и как ему пригодился актерский бэкграунд? Читайте в монологе героя на Digital Business.

В ИT не с первого раза

В колледже я отучился на инженера-электронщика, затем поступил в Академию Жургенова на программиста и параллельно работал в сервисном центре. На курсы актерского мастерства позвала знакомая, но заниматься там в итоге остался только я. Там же случилось знакомство с моим будущим мастером Натальей Дубс – ныне художественным руководителем Немецкого театра.

Чтобы поступить на курсы актерского мастерства, пришлось забрать документы из Академии, где я почти доучился. Отказавшись от диплома, начал осваивать профессию, которая мне действительно была интересна. Спустя годы я все еще думаю, что театр – лучшее, что со мной случалось. Такого комплексного образования, как там, я бы нигде не получил. Для хорошей актерской карьеры ты должен понимать, как устроен мир, знать историю, разбираться в искусстве.

Мне всегда была ближе режиссура, и достаточно долго театр давал мне площадку для самореализации. Но в какой-то момент я понял, что сцена стала слишком маленькой. При этом 90% аудитории – свои зрители, многих из которых уже знаешь лично.

После 7 лет работы в Немецком театре я создал театр-студию diWel. Среди ее выпускников есть действующие актеры, работающие в Казахстане и за рубежом.

«В театре заработать невозможно, там можно только служить»

Сейчас мне 36, и у меня есть понимание, что в театре заработать невозможно, там можно только служить. Когда ты молодой и задорный, то можешь ночами не спать и на какое-то время перестать думать о деньгах. Со временем я осознал, что не хочу себе такой судьбы, начал думать, что делать дальше.

Катализатором стала пандемия — я потерял оффлайн работу в театре. Зато высвободилось время для обучения. Тут пригодились накопленные сбережения. Еще занял денег на курсы XYZ по нарративному дизайну. Также покупал обучение по блюпринтам в Unreal Engine от Epic Games и проходил бесплатные курсы.

«Минимальная зарплата в ИT — это максимум в актерском деле»

Благодаря развитым софт-скиллам и гибкости психики (выражаясь языком HR-работников) мне было не страшно прыгнуть в новую сферу. Главным было просто попасть в геймдев, зацепиться там. А дальше импровизация.

Конечно, переживания из за отсутствия опыта тоже были, потому что геймдев — конкурентная среда со своими профессиональными требованиями. Учиться нужно каждый день, это аксиома.

Ну и еще возраст. Пока ты молод, менять профессию и участвовать в авантюрах гораздо проще. После 30, когда за спиной семья, появляется чувство ответственности за других, а это более высокие риски. Страхи и сомнения могут периодически возникать, важно уметь их отрабатывать на протяжении всего пути.

А еще на фоне потока новой информации, людей и задач важно научиться отдыхать. Ищите время для себя и родных, для хобби. Чтобы не перегореть.
Близкие мой выбор поддержали, ведь это вопрос финансовой стабильности для семьи. Минимум в ИT — максимум в актерском деле. Если раньше деньги всегда быстро разлетались, то теперь мне стало проще ставить долгосрочные цели. Опять же откладывать детям на образование и т.д. Ну и плюс чем счастливее я, тем спокойнее моя супруга и дети.

Что должен знать геймдизайнер?

Учебный процесс занял около 12 месяцев. А после я устроился на работу в крупный стартап, где тружусь уже больше года. Мы делаем компьютерную игру для ПК с будущим релизом в Steam. Редко кому так везет, потому что обычно на пути новичка нужно пройти через 10 “мобилок”. Мне же повезло работать с людьми, создавшими игры, в которые я сам когда-то играл. Проект находится под NDA, поэтому рассказать о нем больше я пока не могу.

Гейм-дизайнер — связующее звено между всеми отделами: разработчиками, артом и непосредственно инвестором. Такой специалист присутствует на всех ключевых встречах по проекту. В этой профессии очень важно обладать системным мышлением и художественным вкусом, чтобы коммуницировать с арт-отделом. Также необходимо быть технически подкованным, чтобы доносить творческие идеи до разработчиков.

Иногда мне приходится работать с движком — это не кодинг в чистом виде, но уметь настраивать его параметры нужно обязательно. Геймдизайнер должен легко ориентироваться в среде разработки, составлять короткие понятные спецификации, уметь аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Также нужно много играть, чтобы понимать тренды индустрии, вкусы аудитории и интересные решения других студий.

Важно уметь говорить на языке цифр. Игру ведь нужно еще продать, а значит необходимо понимать психологию игроков, изучать маркетинговые исследования и т.д. Бывает, придумал идею, а маркетолог убеждает, что аудитория ее не оценит. Приходится переделывать.

«В будущем мечтаю создать собственную геймдев-студию»

У геймдева и театра много общего. Игра — это тоже микс искусств, включая музыку, визуал, атмосферу и комплекс правил. Я понял, что мне нравится процесс создания игровых механик и миров.

Мой любимый жанр — иммерсивные симуляторы вроде SOMA. Сюжет в таких играх может быть важнее геймплея. Я отдыхаю за их прохождением и хотел бы делать что-то подобное. Сейчас разрабатываю свою игру на движке Unreal Engine. Это симулятор про разработчика, который создает свой первый игровой проект. Он сталкивается с различными сложностями на пути и по итогу должен выпустить игру.

Думаю, мой проект будет понятен многим инди разработчикам, потерявшим веру в себя в процессе разработки. Возможно, кого-то это игра поддержит. В ближайших планах сделать тизер для Steam, а релиз планирую на конец 2023-го.

В будущем мечтаю создать свою студию. Только представьте: если все сделать правильно, в твою игру может сыграть миллион человек. Или даже 10 миллионов! Это вдохновляет.

«Чтобы прийти в геймдев, нужно много читать на английском»

Что нужно для того, чтобы добиться успеха в этой сфере?

  1. В первую очередь, нужно любить игры и много в них играть.
  2. А еще задавать себе правильные вопросы. Мне всегда было интересно, как разработчик пришел к той или иной идее, что он для этого сделал и т.д.
  3. Чем глубже я погружался в поиск ответов, тем больше возникало желание создать свою игру.
  4. Чтобы задать правильный вопрос, нужна прокаченная эрудиция. Чем больше ты знаешь в предметной области, тем лучше.
  5. Важно читать профильный контент на английском языке, так как на русском такой информации мало. Отслеживая тренды на западном рынке, вам будет на кого равняться.
  6. Также важно состоять в сообществах геймдейверов и общаться с другими разработчиками. Взаимодействие с единомышленниками мотивирует и ускоряет развитие.
  7. Нужно разрешить себе поверить, что ты можешь. Это больше психологическая работа над собой. В геймдеве достаточно много профессий, и нужно подумать, где бы лучше всего пригодились имеющиеся знания и навыки. Например, я, как актер понимал, что у меня хорошо развиты софт скиллы. Но каждый человек полезен, просто важно найти сильные стороны.
  8. Наконец, попытайтесь создать что-то свое. Для этого поизучайте хотя бы базовые движки — Unity, Unreal Engine, GameMaker и т.д. В дальнейшем эти знания вам пригодятся в работе.