После 30 лет казахстанец захотел бросить карьеру актера и стать геймдизайнером. Вот что получилось
Сергей Тейфель родился в Риге и прожил большую часть жизни в Алматы. Он мог стать программистом, но выбрал карьеру актера. За 15 лет в этой профессии успел поработать в Немецком театре, открыл студию и поставил несколько спектаклей. А потом начал карьеру с нуля.
Последние два года Сергей работает геймдизайнером в игровом стартапе. Насколько сложным оказался карьерный переход и как ему пригодился актерский бэкграунд? Читайте в монологе героя на Digital Business.
В ИT не с первого раза
В колледже я отучился на инженера-электронщика, затем поступил в Академию Жургенова на программиста и параллельно работал в сервисном центре. На курсы актерского мастерства позвала знакомая, но заниматься там в итоге остался только я. Там же случилось знакомство с моим будущим мастером Натальей Дубс – ныне художественным руководителем Немецкого театра.
Чтобы поступить на курсы актерского мастерства, пришлось забрать документы из Академии, где я почти доучился. Отказавшись от диплома, начал осваивать профессию, которая мне действительно была интересна. Спустя годы я все еще думаю, что театр – лучшее, что со мной случалось. Такого комплексного образования, как там, я бы нигде не получил. Для хорошей актерской карьеры ты должен понимать, как устроен мир, знать историю, разбираться в искусстве.
Мне всегда была ближе режиссура, и достаточно долго театр давал мне площадку для самореализации. Но в какой-то момент я понял, что сцена стала слишком маленькой. При этом 90% аудитории – свои зрители, многих из которых уже знаешь лично.
После 7 лет работы в Немецком театре я создал театр-студию diWel. Среди ее выпускников есть действующие актеры, работающие в Казахстане и за рубежом.
«В театре заработать невозможно, там можно только служить»
Сейчас мне 36, и у меня есть понимание, что в театре заработать невозможно, там можно только служить. Когда ты молодой и задорный, то можешь ночами не спать и на какое-то время перестать думать о деньгах. Со временем я осознал, что не хочу себе такой судьбы, начал думать, что делать дальше.
Катализатором стала пандемия — я потерял оффлайн работу в театре. Зато высвободилось время для обучения. Тут пригодились накопленные сбережения. Еще занял денег на курсы XYZ по нарративному дизайну. Также покупал обучение по блюпринтам в Unreal Engine от Epic Games и проходил бесплатные курсы.
«Минимальная зарплата в ИT — это максимум в актерском деле»
Благодаря развитым софт-скиллам и гибкости психики (выражаясь языком HR-работников) мне было не страшно прыгнуть в новую сферу. Главным было просто попасть в геймдев, зацепиться там. А дальше импровизация.
Конечно, переживания из за отсутствия опыта тоже были, потому что геймдев — конкурентная среда со своими профессиональными требованиями. Учиться нужно каждый день, это аксиома.
Ну и еще возраст. Пока ты молод, менять профессию и участвовать в авантюрах гораздо проще. После 30, когда за спиной семья, появляется чувство ответственности за других, а это более высокие риски. Страхи и сомнения могут периодически возникать, важно уметь их отрабатывать на протяжении всего пути.
А еще на фоне потока новой информации, людей и задач важно научиться отдыхать. Ищите время для себя и родных, для хобби. Чтобы не перегореть.
Близкие мой выбор поддержали, ведь это вопрос финансовой стабильности для семьи. Минимум в ИT — максимум в актерском деле. Если раньше деньги всегда быстро разлетались, то теперь мне стало проще ставить долгосрочные цели. Опять же откладывать детям на образование и т.д. Ну и плюс чем счастливее я, тем спокойнее моя супруга и дети.
Что должен знать геймдизайнер?
Учебный процесс занял около 12 месяцев. А после я устроился на работу в крупный стартап, где тружусь уже больше года. Мы делаем компьютерную игру для ПК с будущим релизом в Steam. Редко кому так везет, потому что обычно на пути новичка нужно пройти через 10 “мобилок”. Мне же повезло работать с людьми, создавшими игры, в которые я сам когда-то играл. Проект находится под NDA, поэтому рассказать о нем больше я пока не могу.
Гейм-дизайнер — связующее звено между всеми отделами: разработчиками, артом и непосредственно инвестором. Такой специалист присутствует на всех ключевых встречах по проекту. В этой профессии очень важно обладать системным мышлением и художественным вкусом, чтобы коммуницировать с арт-отделом. Также необходимо быть технически подкованным, чтобы доносить творческие идеи до разработчиков.
Иногда мне приходится работать с движком — это не кодинг в чистом виде, но уметь настраивать его параметры нужно обязательно. Геймдизайнер должен легко ориентироваться в среде разработки, составлять короткие понятные спецификации, уметь аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Также нужно много играть, чтобы понимать тренды индустрии, вкусы аудитории и интересные решения других студий.
Важно уметь говорить на языке цифр. Игру ведь нужно еще продать, а значит необходимо понимать психологию игроков, изучать маркетинговые исследования и т.д. Бывает, придумал идею, а маркетолог убеждает, что аудитория ее не оценит. Приходится переделывать.
«В будущем мечтаю создать собственную геймдев-студию»
У геймдева и театра много общего. Игра — это тоже микс искусств, включая музыку, визуал, атмосферу и комплекс правил. Я понял, что мне нравится процесс создания игровых механик и миров.
Мой любимый жанр — иммерсивные симуляторы вроде SOMA. Сюжет в таких играх может быть важнее геймплея. Я отдыхаю за их прохождением и хотел бы делать что-то подобное. Сейчас разрабатываю свою игру на движке Unreal Engine. Это симулятор про разработчика, который создает свой первый игровой проект. Он сталкивается с различными сложностями на пути и по итогу должен выпустить игру.
Думаю, мой проект будет понятен многим инди разработчикам, потерявшим веру в себя в процессе разработки. Возможно, кого-то это игра поддержит. В ближайших планах сделать тизер для Steam, а релиз планирую на конец 2023-го.
В будущем мечтаю создать свою студию. Только представьте: если все сделать правильно, в твою игру может сыграть миллион человек. Или даже 10 миллионов! Это вдохновляет.
«Чтобы прийти в геймдев, нужно много читать на английском»
Что нужно для того, чтобы добиться успеха в этой сфере?
- В первую очередь, нужно любить игры и много в них играть.
- А еще задавать себе правильные вопросы. Мне всегда было интересно, как разработчик пришел к той или иной идее, что он для этого сделал и т.д.
- Чем глубже я погружался в поиск ответов, тем больше возникало желание создать свою игру.
- Чтобы задать правильный вопрос, нужна прокаченная эрудиция. Чем больше ты знаешь в предметной области, тем лучше.
- Важно читать профильный контент на английском языке, так как на русском такой информации мало. Отслеживая тренды на западном рынке, вам будет на кого равняться.
- Также важно состоять в сообществах геймдейверов и общаться с другими разработчиками. Взаимодействие с единомышленниками мотивирует и ускоряет развитие.
- Нужно разрешить себе поверить, что ты можешь. Это больше психологическая работа над собой. В геймдеве достаточно много профессий, и нужно подумать, где бы лучше всего пригодились имеющиеся знания и навыки. Например, я, как актер понимал, что у меня хорошо развиты софт скиллы. Но каждый человек полезен, просто важно найти сильные стороны.
- Наконец, попытайтесь создать что-то свое. Для этого поизучайте хотя бы базовые движки — Unity, Unreal Engine, GameMaker и т.д. В дальнейшем эти знания вам пригодятся в работе.