От сотрудников до основателей стартапа с первыми инвестициями. Как EFES Казахстан растит из своих сотрудников успешных предпринимателей

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 23.08.2023, 09:30

Сбор в 7 утра, 842 ступеньки «лестницы здоровья» на Медеу, медитация, йога и… питчинг перед главой венчурного фонда. Примерно так выглядит часть программы развития внутреннего предпринимательства от EFES Казахстан, которая идет прямо сейчас. Как гвоздестояние и совместные вылазки в горы помогут сотрудникам компании открыть свои стартапы? Ответы — в фоторепортаже Digital Business.

Что такое программа внутреннего предпринимательства от EFES Казахстан?
В начале мая EFES Казахстан запустил программу внутреннего предпринимательства EFES KZ Intrapreneurship Hub. Это корпоративная программа, где сотрудникам предлагают стать предпринимателями, оставаясь работать внутри компании. Инициатива способствует развитию инноваций и бизнес-мышления внутри корпорации.

Сейчас три лучшие команды проходят 3-месячную программу инкубации:

  • Приложение для отслеживания остатков продуктов в точках продаж.
  • 1Hub — онлайн-платформа, которая предлагает трансформировать пабы Алматы, не работающие днем, в коворкинги для общения предпринимателей и креативных людей.
  • Полная линия переработки пивной барды (отход от производства пива) в сухую спиртовую барду с растворимыми веществами.

«Проекты наших предпринимателей могут стать новыми направлениями для корпорации»

Группа участников программы начинает вылазку в сторону ущелья «Горельник» ранним утром воскресенья. В ее составе — будущие предприниматели EFES Казахстан, организаторы и спонсоры проектов, а также управляющий партнер фонда MOST Ventures Алим Хамитов.

 

По дороге до «лестницы здоровья» обсуждаем, зачем нужна такая программа внутреннего предпринимательства. Мне не совсем понятно, для чего корпорации делать из своих наемных сотрудников предпринимателей, которые могут вырасти и запустить собственный стартап?

— Мы гибкая компания, которая думает об инновациях и будущем в принципе, видит в своих сотрудниках главный ресурс для развития, — объясняет директор по маркетингу EFES Казахстан Зейнеп Эркан Альп. — Поэтому и открыли программу внутреннего предпринимательства. Одну из первых в Казахстане, кстати. Это наш способ отыскать внутренние резервы в виде людей с горящими глазами, которые готовы вкладывать силы в себя и свои проекты.

Если такие люди появятся, то компания в любом случае получит пользу, уверена Зейнеп. Во-первых, программа предполагает развитие инициатив в нескольких сферах, которые могут быть выгодны EFES Казахстан. Как, например, тот же проект Анастасии Бейзе по переработке пивной барды, о котором Digital Business рассказывал в конце июля. Во-вторых, совершенно не факт, что будущие предприниматели уйдут из компании.

— Потому что у них есть возможность развивать свое дело внутри EFES Казахстан, — считает Зейнеп Эркан Альп. — Один проект после этапа коммерциализации получит первые инвестиции от Efes Kazakhstan и сможет как сделать спин-офф, так и остаться внутри компании, превратившись в новый департамент.

Как связан подъем по лестнице здоровья и развитие мышления предпринимателя?

После быстрого подъема по «лестнице здоровья» наша группа останавливается на 10-минутный отдых. Здесь мы ждем опоздавших ребят и продолжаем дискуссию.

Оказывается, программа внутреннего предпринимательства взята из опыта EFES в Турции: аналогичный корпоративный акселератор запустили еще 4 года назад. Он уже дал первые результаты: сотрудники турецкого офиса придумали, как перерабатывать отходы пивоварения во вкусные батончики с высоким содержанием клетчатки и белка. И основали стартап Malty Snacks, который привлек в прошлом году $420 тысяч инвестиций.

Были вопросы и про неформальное содержание программы. Потому что связь между тем же ранним подъемом и прохождением довольно сложной «лестницы здоровья» с предпринимательским мышлением не совсем очевидна.

— Здесь все просто: мы специально устроили вылазку в горы с некоторыми элементами преодоления себя. Ранний подъем, длинная лестница, гвоздестояние — это все небольшие трудности, которые помогают попасть в зону продуктивного дискомфорта и запустить новые нейронные связи в мозге, — делится своими наблюдениями Зейнеп. — В конце концов эти вещи расширяют сознание и формируют новые способы мышления. А это очень важно в предпринимательстве.

«Готовьтесь стоять на гвоздях»

Через час после начала подъема мы доходим до визит-центра «Горельник». Во время отдыха будущие предприниматели поближе знакомятся с Алимом Хамитовым — и устраивают ему трехминутные питчи своих проектов. Перед началом Алим рассказывает о том, каким он сам видит хорошую самопрезентацию:

— Мне нравится, когда стартапы рассказывают не о своем продукте. А о том, какую проблему они видят и как собираются ее решать. Это гораздо важнее, потому что такой рассказ показывает возможную пользу проекта.

 

Еще через несколько минут начинается медитация и йога:

— Готовьтесь стоять на гвоздях. И не забудьте про запрос и желание для медитации, — предупреждает участников тренер.

— А запрос про работающее приложение можно? — в шутку спрашивает кто-то из ребят.

— Конечно, можно. Только нужно представлять так, будто бы у вас уже есть это приложение — и оно работает замечательно. Иначе этот запрос не сбудется, — отвечает тренер.

Ребята занимались йогой, медитацией и стояли на гвоздях около часа. А затем у каждой из 3 команд было по 30 минут на обсуждение наболевших вопросов о проектах с Алимом Хамитовым в формате тет-а-тет.

Была ли полезной вылазка? Своими впечатлениями делится участница Анастасия Бейзе:

— Мне очень понравилось. Это отличная возможность перезагрузиться и избежать выгорания, потому что сейчас от нас требуется гораздо больше энергии, чем обычно. Я рада, что согласилась на эту затею, потому что смогла попробовать что-то новое и наконец-то пообщалась с коллегами в неформальной обстановке: все-таки на работе не получается обсуждать ничего кроме текущих дел.

К каким результатам приведет программа внутреннего предпринимательства от EFES Казахстана, мы узнаем в октябре, когда пройдет Demo Day. Digital Business будет следить за развитием событий.