«Мы можем зарабатывать до $17 тысяч на пабах для предпринимателей». Как прошел Demo Day Discovery Bootcamp от EFES Казахстан?
Еще в начале мая EFES Казахстан объявил набор на конкурс внутреннего предпринимательства EFES KZ Intrapreneurship Hub. Это корпоративная программа, где сотрудникам предлагают стать предпринимателями или так называемыми интрапренерами, оставаясь работать внутри компании. Желающие могут сгенерировать свои идеи и реализовать их при поддержке бренда. Инициатива, как говорят организаторы, способствует развитию инноваций и бизнес-мышления внутри корпорации.
В этом году участникам предложили придумать концепции проектов в трех приоритетных сферах:
- Умные цифровые решения;
- Переход на эко: внедрение GreenTech проектов для сокращения углеродного следа, развития циркулярной экономики;
- Напитки нового поколения: разработка напитков для молодых людей.
За пару недель организаторы получили 61 заявку от сотрудников. В итоге отобрали 8 наиболее перспективных идей, авторы которых попали в акселерационную программу и «докручивали» свои задумки вместе с менторами и экспертами. Все 8 команд прошли обучение и получили шанс выступить с питчем перед топ-руководством компании и представителями головного офиса Anadolu Efes в пабе «Барвиха» в Алматы.
Вот какие идеи отобрали организаторы для питчинга:
- Косметика и продукция личной гигиены из отходов пивоварения. Основатели — Филипп Степанов, Динара Тажикулова, Гаухар Сейлова.
- 1Hub: Центр для встреч талантливых людей. Основатели — Светлана Чванова, ОксанаТимофеева.
- Сеть мобильных фургонов уличной еды. Основатель — Анастасия Скопцова.
- Онлайн-подписка на доставку пива Эфес Казахстан. Основатель — Алишер Губайдулин.
- Полная линия переработки пивной барды в сухую спиртовую барду с растворимыми веществами. Основатели — Анастасия Бейзе, Гаухар Омирбек, Светлана Давыденко.
- Приложение для отслеживания остатков продуктов в точках продаж. Основатель — Дана Нурадил.
- Умный эко-холодильник. Основатель — Али Садыков.
- Безалкогольное пиво с пробиотиками. Основатель — Алия Тапенова.
А оценивали питчи участников представители топ-менеджмента Efes Kazakhstan и коллеги из головного офиса Anadolu Efes: генеральный директор Эртан Курт, директор по стратегии, инновациям и предпринимательству Anadolu Efes Туба Гёкджян, партнер, CORE Strategy Джейсон Лау, директор по связям с Правительством и корпоративным отношениям Чингиз Каскеев, технический директор Федай Джошкун, директор по персоналу Фатих Тексал, финансовый директор Метин Экинджи и директор по сбыту Озгюр Багырган.
«Мы хотим превратить пабы в коворкинги для предпринимателей»
Одну из самых необычных идей разработала Светлана Чванова. Ее проект 1Hub предлагает трансформировать пабы Алматы, которые не работают днем, в коворкинги для общения предпринимателей и креативных людей:
— Мы собрались в пабе «Барвиха», который работает только с четверга по воскресенье. Наша идея в том, что превратить этот и другие заведения в паб-хабы, где днем могут встречаться талантливые люди и создавать новые ценности. Уже провели первый тест — и вчера установили здесь дополнительное освещение, подготовили для посетителей кофе и закуски. А потом пригласили всех участников сегодняшнего питча на подготовку. Все остались довольны.
Проект Efes Pub & Hub потенциально может быть прибыльным для самих предпринимателей и их партнеров — владельцев пабов, баров и других заведений, говорит Светлана:
— Еще в 2021 году была статистика, что в Казахстане есть миллион фрилансеров. Четверть из них находится в Алматы. При этом в нашем городе не хватает коворкингов для работы. С другой стороны, если присмотреться, в дневное время можно преобразовать залы пабов. Чтобы проверить гипотезу, мы опросили 60 человек и выяснили: половина из них ходит в коворкинги более 3 раз в неделю — и хочет сменить свое рабочее пространство.
Мы уже посчитали: если взять один объект, например «Барвиху», и привлечь всего 6 клиентов, можно получить первую прибыль в $61 в месяц. Если увеличить количество паб-хабов до 5 и найти 150 постоянных посетителей, то реально увеличить заработок до $17 тысяч за счет продажи мест и сопутствующих товаров.
На данный момент мы провели переговоры с владельцами «Барвихи» и получили от них принципиальное согласие. То есть наш проект уже готов к старту: мы можем пригласить первых клиентов уже завтра.
«Из 145 опрошенных фермеров 57 оставили заявки на покупку корма из пивной барды»
Во время производства пива на заводах образуется много побочных веществ. Одно из них — пивная барда. Обычно это темная жидкость, которую можно высушить и превратить во что-то наподобие гранул. Однако барда хранится недолго, поэтому многие предприятия не успевают ее продавать. Вот как предлагает решить эту проблему еще одна участница ивента Анастасия Бейзе:
— Мы хотим создать линию полной переработки пивной барды, где можно ее высушить и добавить полезные растворимые вещества. Сейчас пивоваренные заводы продают сырую барду крестьянским хозяйствам для кормления КРС. Но и у предприятий, и у фермеров возникает ряд проблем. Заводам очень тяжело найти постоянных клиентов для продажи барды. Особенно летом, потому что скот вывозят на пастбища — и его не нужно дополнительно подкармливать. Но лето — самый горячий сезон у пивоваренных компаний, соответственно именно в это время барды больше всего. Маленький срок и специальные условия хранения сырой барды также заставляют искать альтернативные корма.
Наша команда предлагает решение — делать из этого продукта экологически чистый корм с содержанием протеина в 25%, более длинным сроком годности, упрощенными условиями хранения и доставкой до клиента. Причем последнее — это очень важный момент: на данный момент только 55% фермеров Казахстана из Южного и Центрального Казахстана могут использовать сырую барду в качестве корма для КРС, так как только там расположены пивоваренные заводы.
Во время проверки гипотезы мы опросили 145 фермеров. 57 из них в итоге оставили заявки на покупку корма. Если мы пройдем дальше, то сможем выпустить пилотную версию продукта и продать ее 9 фермерам, которые были выбраны для фокус-группы. Они смогут купить по 1 тонне продукта и тестировать корм на нескольких коровах в течение одного месяца. Если все получится, мы можем запустить производство корма вместе с EFES Казахстан.
«За каждую фотографию пустой полки покупатель получит бонусы на карту»
На Demo Day презентовали несколько технологичных идей. Одна из них — умное приложение для отслеживания остатков продуктов в точках продаж. Ее автор Дана Нурадил так объясняет существующую проблему: в розничных магазинах часто возникают ситуации, когда товар раскупают быстрее, чем думали торговые команды. Из-за этого появляются пустые полки, а торговые точки теряют прибыль и лояльность клиентов:
— Обычно торговые команды совершают 1 — максимум 2 визита в магазин в неделю. И они не знают о ситуации с пустыми полками, потому что информация по остаткам или отсутствию продукции редко дублируется в онлайне в режиме реального времени. Поэтому я придумала идею — приложение, где сами покупатели или сотрудники магазинов могут сообщать торговому представителю о проблеме.
Приложение будет работать так: человек в магазине видит, что товара нет или он вот-вот закончится — и фотографирует полку и штрих-код продукта. Данные отправляются торговой команде, и теперь она может скорректировать свой маршрут и пополнить запасы в магазине раньше, чем через неделю.
— Чтобы мотивировать покупателей фотографировать полки, мы договоримся с магазинами о дополнительных скидках и бонусах. К примеру, за одно отправленное изображение супермаркет начислит человеку определенную сумму на его карту лояльности. Их можно потратить, расплачиваясь за товар.
Если приложение заработает, то, по расчетам Даны, оно поможет увеличить выручку одной торговой сети на 100-130 миллионов тенге в месяц:
— Сейчас мы собираем информацию, чтобы составить четкий алгоритм действий. По предварительным подсчетам, нам нужно около $4,5 тыс. для старта. Из них $2 тысячи уйдут на разработку приложения, а $2,5 тысячи — на привлечение и мотивацию первой тысячи пользователей. Пока платформа будет неизвестна, мы хотим перечислять людям реальные деньги на карты.
3 проекта, о которых рассказал Digital Business, стали победителями Discovery Bootcamp Demo Day. Теперь они перейдут на 3-месячную инкубацию, где каждой команде будет выделен бюджет на дальнейшее развитие идей. После останется только один стартап — он окажется на полугодовом этапе коммерциализации и получит первые инвестиции от EFES Kazakhstan для выхода на рынок. Затем команда сможет выйти из Efes Kazakhstan и стать самостоятельной компанией — либо остаться частью бренда, создав новый внутренний отдел.