Почему казахстанские студенты идут в ИТ и как выбирают работодателя — исследование Kolesa Group

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 03.04.2023, 17:27

Фото — pexels.com

Kolesa Group провели исследование среди казахстанских студентов и выявили портрет и мотивацию при выборе работодателя.

Цель исследования — выяснить портрет студентов, заинтересованных в ИТ, мотивацию при выборе работодателя и узнать, как и через какие площадки компаниям лучше взаимодействовать с ними.

Всего опрос прошли 854 студента. Также с 27 студентами прошли беседы в 5 фокус-группах. Средний возраст респондента — 19 лет.

Инфографика — Kolesa Group

Преимущественно опрос прошли студенты 2-3 курсов из около 50 университетов и колледжей по всей стране. Младшие курсы — самая вовлечённая, заинтересованная аудитория.

Гайни Альмуханова, менеджер образовательных проектов в Kolesa Group:

Мы в Kolesa Group последние 8 лет тесно сотрудничаем с университетами. Как бизнес, понимаем, что именно студенты составят большую часть нашей команды уже через несколько лет. Ежегодно запускаем оплачиваемые стажировки, онлайн-курсы и проводим митапы по востребованным ИТ-направлениям.

Но и мы не всегда понимаем рынок начинающих специалистов Казахстана. Поэтому провели исследование, чтобы понять, что важно студентам при выборе работодателя, какие инструменты коммуникации лучше использовать и что же на самом деле мотивирует ребят развиваться в ИТ. 

Кто больше всего хочет в ИТ

Топ-5 вузов, студенты которых больше всего заинтересованы в ИТ-сфере:

  • Suleyman Demirel University — 16,5%
  • Astana IT University — 16,4%
  • Narxoz — 14,9%
  • IITU — 14,4%
  • KBTU — 8,5%

Преимущественно студенты, заинтересованные в ИТ, учатся на следующих специальностях:

  • Информационные системы — 33,4%
  •  Computer Science — 14,6%
  • Вычислительная техника и программное обеспечение — 12,8%

Инфографика — Kolesa Group

Что и почему интересует студентов в ИТ

Kolesa Group выделили топ-5 интересующих сфер в ИТ для студентов:

  • Backend-разработка — 26,2%
  • Frontend-разработка — 13,3%
  • Data-аналитика — 10,5%
  • iOS-разработка — 7,7%
  • ML — 6,8%

Инфографика — Kolesa Group

В 2023 году студенты стали осознаннее: на вопрос об интересующем их ИТ-направлении ответ «Ещё не определился» дали всего 8,8% респондентов. В 2022 году этот показатель был равен 23%.

На вопрос «Почему ИТ?» студенты чаще всего отвечают следующее:

  • Востребованная профессия.
  • Возможность создавать новые продукты, которыми пользуется большое количество людей.
  • Возможность работать удалённо: из дома или из других стран.
  • Есть понимание, что уровень конкуренции высокий и среда подстёгивает не отставать. Поэтому студенты регулярно занимаются самообразованием.

«Я жалею, что первые 2 курса решил пожить студенческой жизнью и не работал. Сейчас ребята с одного потока уже мидлы и хорошие деньги зарабатывают, они вовремя поняли, что время терять нельзя. А я начну только с нуля», — написал один из респондентов.

Когда студенты начинают работать

На момент исследования, у 258 опрошенных (30,2%) уже был за плечами опыт работы в ИТ.

Больше половины респондентов начали работать на 1-2 курсах.

Инфографика — Kolesa Group

Большинство студентов начинают работать или стажироваться со 2 курса, потому что:

  • на первых курсах они получают базовые знания, вливаются в студенческую жизнь и выбирают направление для развития;
  • в вузах дают «базу», а прикладные знания и практические навыки можно обрести в лишь в компаниях на рабочих кейсах;
  • из-за высокой конкуренции они стремятся получить опыт раньше, чтобы позже было легче найти работу.

«В ИТ диплом большой роли не играет. В вузе мы получаем только около 10% информации, которые понадобятся в работе. Важны стажировки, практика и полученные благодаря ним знания и навыки», — писали опрошенные.

Как студенты готовятся к работе в ИТ

Для самообразования студенты используют следующие ресурсы:

  • Курсы по ИТ-направлениям — 53%
  • Youtube-видео — 35%
  • Pet-проекты (создание) — 4%
  • Другое – 8%

Источники информации о вакансиях/стажировках:

  • HH.kz — 57,3%
  • Telegram — 26,3%
  • Instagram — 5%
  • Почтовая рассылка — 2,9%
  • LinkedIn — 2,5%
  • Сайт работодателя — 2,1%
  • Другое — 3,9%

Какие мероприятия чаще всего посещают студенты:

  • Ярмарки вакансий — 45%
  • Гостевые лекции — 17,4%
  • Митапы — 4,3%
  • Другое — 7,3%
  • Не ходят на мероприятия 26%

Студенты предпочитают ходить на мероприятия, где у них будет возможность:

  • познакомиться с потенциальными работодателями;
  • получить практические навыки от опытных специалистов.

Как студенты выбирают место работы

Критериями в 2023 году являются:

Инфографика — Kolesa Group

В то время как в 2022 году в топ-5 факторов выбора потенциального работодателя входили: обучение/рост, команда/атмосфера, заработная плата, комфортные условия работы, наличие ментора.