В каких сферах стартапы могут помочь телеком компаниям Казахстана
Опрос среди специалистов телеком компаний Казахстана показал, что от стартапов операторы ждут помощи в первую очередь в налаживании взаимодействия с клиентами и улучшении потребительского опыта. Такие данные опубликованы в обзоре CorpUp Telecom, который подготовил Tech Hub МФЦА.
В документе сказано, что по итогам онлайн-опроса 112 специалистов телеком компаний Казахстана были выявлены направления, в которых респонденты видят наибольший потенциал синергии со стартапами:
- взаимодействие с клиентами, улучшение потребительского опыта;
- сегментация и персонализация (МarTech, AdTech);
- развлекательные сервисы, в частности развитие локального, казахоязычного контента;
- Big Data и аналитика;
- автоматизация и роботизация процессов;
- финтех решения и др.
В качестве примеров в обзоре CorpUp Telecom приводится два случая сотрудничества стартапов с казахстанскими телекоммуникационными компаниями.
Beeline Казахстан и Aggregion
В 2021 году Beeline Казахстан начал развитие направления Data-кооперации, которое решает задачу разработки продуктов на данных нескольких участников в защищенной среде без передачи данных партнеру. Оператору была необходима платформа, которая сможет гарантировать безопасную Data-среду для работы в области AdTech, MarTech и др.
После анализа релевантных решений Beeline Казахстан остановился на Customer Data Platform (CDP) от Aggregion. Блокчейн вкупе с технологией Intel SGX (Software Guard Extensions) гарантирует безопасность данных, а также высокую скорость вычислений.
В течение 2022 года команда Beeline Казахстан провела с партнерами несколько пилотов в области digital-рекламы и объединенных скоринговых продуктов на платформе Aggregion. Data-кооперация позволила значительно увеличить конверсию от рекламы и повысить точность скоринга, а доходность Big Data продуктов за год увеличилась в 3 раза.
Модель сотрудничества — покупка лицензии.
Tele2/Altel + Neuro.net
У Tele2/Altel возникла необходимость продвижения и продажи массовых, но недостаточно маржинальных
продуктов. Наиболее эффективным, с точки зрения конверсии, каналом продаж являются прямые продажи и телемаркетинг. Однако стоимость классического телемаркетинга была выше, чем выручка, генерируемая определенными продуктами. Tele2 решил внедрить искусственный интеллект от Neuro.net, который работает на предзаписи голоса и технологии машинного обучения для обеспечения качества коммуникаций, сравнимого с реальным человеком, но с гораздо более низкой себестоимостью.
Робот учился на основе разговоров оператора контактного центра, благодаря чему смог поддерживать логику разговора, выстраивать правильную интонацию и отвечать спустя 2-3 секунды на казахском и русском языке. Робот также научился правильно таргетировать абонентов для достижения эффективной конверсии: правильный сценарий продажи, время звонка, голос продавца, который бы был для потенциального покупателя более доверительным.
Как результат, конверсия продаж превысила показатели продаж через SMS и приблизилась к показателям телемаркетинга при меньших расходах. Оператор получил новых абонентов в подписочном продукте с длительным сроком жизни, не инвестируя в инфраструктуру, а также большой опыт, который
можно масштабировать на другие проекты.
Модель сотрудничества — revenue sharing.