На пути к Invisible Government: Багдат Мусин рассказал, как меняются госуслуги для казахстанцев

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 02.02.2023, 22:39
Багдат Мусин

Багдат Мусин. Фото — Катерина Малама

На международном форуме Digital Almaty 2023 министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин, рассказал, как ИТ-отрасль, цифровизация и изучение клиентского опыта помогают строить Invisible Government, чтобы сделать жизнь казахстанцев максимально удобной.

В современном мире ИТ помогает решать многие задачи и создает максимально комфортные условия жизни. Государством проводится активная работа по цифровой трансформации не только отраслей экономики, но и бизнес-процессов всех этапов жизненного цикла гражданина.  Нами детально пересматриваются наиболее востребованные среди населения жизненные ситуации, чтобы создать Invisible Government.

Как Smart Bridge помогает развивать GovTech

Багдат Мусин уверен, что государство должно стремиться быть доступным для граждан в любое время, готовым оказать услугу максимально удобным способом. Именно поэтому большие усилия в последние годы направлены на развитие eGov и мобильного приложения eGov Mobile.

Сейчас 80% госуслуг доступно в приложении eGov Mobile, и в МЦРИАП работают над тем, чтобы оцифровать и оставшиеся сервисы.

Каждый год я стараюсь презентовать инновацию, которая помогает нам сделать шаг вперед в развитии и упрощении процессов, важных казахстанцам. В сентябре 2022 года на форуме Digital Bridge мной было презентован метод QR-подписания документов с помощью eGovMobile.

Сам процесс подписания достаточно прост, необходимо авторизоваться в eGovMobile и путем сканирования eGov QR-кода в мобильном приложении подписать документ. Кроме того, этот же механизм подписания функционирует посредством push-уведомлений и обычных гиперссылок (cross), которые можно разместить в мобильном браузере и в любом приложении и даже отправить в виде SMS.

Также, в отличие от NCALayer, в eGovMobile можно просмотреть документ перед его подписанием. Это уже реализовано в судебном кабинете, на сайте «Отбасы банк». Министр подчеркнул, что этот интерфейс разработан не только для государственных систем, а в целом для любого сайта и приложения по принципу Open API.

Таким образом QR-подписание с помощью eGovMobile стало открытием для бизнеса, который готов применять данный способ на своих ресурсах. Сервис QR-подписания опубликован на витрине сервисов Smart Bridge — чтобы использовать данный метод, компании достаточно подать заявку на подключение.

То есть мы создали кроссплатформенную модель, благодаря которой открыты к интеграциям.

Министр призвал бизнес активно использовать этот инструмент в работе со своими клиентами: «Можно через кросс-ссылки направлять пользователь в eGovMobile для подписания, а затем возвращать его в приложение бизнеса».

Помощь без заявок и регистрации

Недавно в мобильном приложении eGovMobile появился новый сервис eDensaulyq, в котором аккумулирована расширенная информация граждан по статусу донорства, электронным рецептам, медотводам, учету беременных, госпитализации и др.

Для граждан это быстрый доступ к своим медицинским данным и онлайн услугам. В скором времени уйдем от бумажной волокиты, хождения по медорганизациям за больничным листом и другими справками. В дальнейшем этот сервис будет расширяться, и дополняться всеми необходимыми сведениями.

Также МЦРИАП совместно с Минтруда создали цифровую карта семьи, позволяющая оценивать благосостояние семей по 80 параметрам.

Багдат Мусин отметил, что цифровая карта семьи — это реальная забота и внимание со стороны государства:

Мы создали Data Lake, в который ежедневно собирается реплики 77 основных баз данных всех госорганов, используем продвинутые инструменты для интеграций, конструкторы анализа и визуализации данных и выстраиваем эталонные базы данных для создания проактивного государства. На примере Цифровой карты семьи – мы ежедневно собираем 80 параметров о благополучии всех семей в Казахстане и делаем их скоринг. По методологии ПРООН и Минтруда все семьи распределяются на уровни благополучия ABCDE. Это позволяет нам, как государству, видеть, у каких семей какие проблемы, и таргетированно отправлять им SMS и push-уведомления с предложениями получить госуслуги и социальную помощь без заявок и бюрократии.

Invisible Government уже здесь

Багдат Мусин уверен, что реализация таких проектов как Цифровая карта семьи, Социальный кошелек, Е-отиниш является значимым шагом на пути создания Invisible Government, когда государство незаметно помогает гражданину в различных жизненных ситуациях.

Как уже было отмечено на форуме представителем ООН – в рейтинге ООН Электронного правительства по онлайн-сервисам наша страна занимает 28 место среди 193 стран мира. Этому предшествовала большая работа. Рейтинги ООН — это не про технологии, а про людей. Мы стоим так высоко в рейтинге не только потому, что у нас прорывные решения, но и потому что население Казахстана открыто ко всему новому и быстрее остального мира начинает пользоваться инновационными решениями.

По словам министра, концепция Invisible Government подразумевает, что государство «мягко» консультирует, подсказывает, направляет и сопровождает гражданина на всех этапах его жизненного цикла. Для этого нужно разобрать каждый жизненный этап, чтобы понять, с чем сталкивается гражданин. Такую работу в МЦРИАП проводят совместно с фокус-группами:

На каждом этапе жизненного цикла гражданин взаимодействует с государством, начиная с момента рождения, детства, поступления в вузы, трудоустройства, создания семьи и выхода на пенсию. На примере жизненного этапа «Рождение ребенка» мы проанализировали клиентский путь мамы. И уже сейчас мы работаем над упрощением процессов. Основные проблемы — это отсутствие понимания, куда идти за консультацией, как встать на учет и получить дородовые выплаты и т.д. То есть множество непонятных процессов, тогда как основная нужда матери — это удовлетворение базовых потребностей, как получение пособий, постановка ребенка на учет в поликлинике и т.д.

Этот пример показывает, что Invisible Government постепенно и, возможно, незаметно для многих казахстанцев становится не далеким будущим, а уже настоящим.

Сейчас это воспринимается как должное, мы к этому и стремились. Если ранее пособия назначались за 15 дней, то сейчас мы работаем над оптимизацией процесса до 1 часа.

Обновления eGov Mobile сделают его одним из обязательных супераппов для казахстанцев, и каждый захочет иметь это приложение у себя на смартфоне (сейчас месячная активная аудитория мобильного приложения составляет 2,5 млн).

Вот несколько новшеств, которые, по словам главы МЦРИАП, появятся в eGov Mobile в ближайшее время:

  • В категории «Цифровые документы» будут приходить напоминания об истечении сроков документов  с возможностью тут же заказать новые. Также здесь будут записываться события доступа к цифровым документам.
  • Проактивные услуги — в этой категории гражданам будут предложены либо уже оказаны услуги ещё до обращения в госорганы.
  • Опросы – поскольку Казахстан стремится к слышащему государству и диалогу граждан с государством, то помимо сообщений от государства, и государство должно получать сообщения от граждан.
  • Рассылки и оповещения для информирования о событиях в государстве и в жизни самих граждан.

eGov mobile уже отправляет поздравления казахстанцам с днем рождения и с рождением детей, а уже с мая 2023 года приложение начнет поздравлять с годовщиной свадьбы.

Мы хотим стать таким государством, которое будет подсказывать, направлять и помогать, – подытожил Багдат Мусин и добавил:

При этом мы как государство больше нацелены на помощь бизнесменам и основателям цифровых платформ в создании условий, чтобы покорять сердца наших граждан своими сервисами.