Казахстанский проект разрабатывает электронные дороги для незрячих

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 30.01.2023, 19:02
незрячий

Фото — CDC, Unsplash

Казахстанские ученые во главе с Галымжаном Габдрешовым разработали специальные электронные дороги для незрячих. Команда SEZUAL уже запустила производство девайсов в Гонконге и намерена выйти с проектом на рынок США, пишет Kapital.kz.

Работа над электронной дорогой заняла около месяца. Устройство работает как электронные ключи при бесконтактном открывании дверей. В асфальт на глубину 15-20 сантиметров встраивается магнитный элемент. Он передает сигнал считывающему элементу, который монтируется в трость.

«В рукоятку трости встраивается специальный механизм, который передает вибрации от кончика трости к руке. Волна вибрации аналогична той, которая идет от смартфона при звонке», — отмечает изобретатель.

С помощью такой технологичной трости можно по количеству вибраций определять, какое препятствие впереди. Например, короткая двойная вибрация означает, что впереди нет преград, дорога свободна. Радиометки желательно размещать на расстоянии 20 сантиметров друг от друга. Может показаться, что это незначительно, но, по словам изобретателя, незрячие передвигаются с осторожностью и делают небольшие шаги. Поэтому это оптимальное расстояние между метками. «К тому же так сигналы радиометок не будут между собой «спорить», — пояснил он.

Радиометки можно располагать не только на глубине 15 сантиметров, но и на поверхности кафельной плитки, паркета или другого покрытия. Их планируется производить из меди – этот металл обладает высокой проводимостью электричества.

«Наши радиометки можно размещать на любой поверхности – даже неровной, в том числе на лесной тропе. Их не повредит ни вода, ни сырость, ни температура. По данным министерства труда и социальной защиты населения, в Казахстане насчитывается 85 тыс. незрячих людей. Но мы их практически не видим на улицах городов, так как многие из них находятся дома. Им небезопасно выходить на улицу без сопровождающих, мы же хотим исправить эту ситуацию», — рассказывает Галымжан.  

Команда уже инвестировала в проект порядка 27 тыс. долларов из собственных средств на создание прототипа. Его уже апробировали среди группы незрячих экспертов.

Магнитные и считывающие элементы уже производятся в тестовом режиме в Гуанчжоу по ODM-контракту (Original Design Manufacturer). В Гуанчжоу у команды разработчиков есть виртуальный кабинет инженера, через который они из любой точки мира могут программировать весь цикл производства и детали.

Галымжан уже получил международный патент от патентной палаты Швейцарии на изобретение. В Казахстане такой документ пока в процессе оформления.

Как говорит разработчик, в Китае также заинтересовались разработкой Галымжана. Глава Китайской академии наук пригласил казахстанских изобретателей апробировать и развивать электронные дороги в КНР: переехать в Пекин и там при университете вести научную деятельность, работать над нашим проектом.

Сейчас у команды нет потребности в поиске инвесторов.

«Мы не работаем со «случайными», предпочитаем сотрудничать с профильными инвесторами. Сейчас, например, мы привлекли инвестиции от ТШО на ряд наших проектов и других компаний, в составе которых есть американский капитал. Это удобно для инвесторов из США, так как, вкладывая в социальные проекты, американские компании получают привилегии по налогам. Мы тесно работаем с Казахстанской фондовой биржей и Центром зеленых финансов МФЦА. Они нас консультируют по выпуску «зеленых» облигаций для привлечения дополнительного финансирования. И те компании, которые приобретут эти бумаги, имеют больше шансов пройти листинг на Лондонской фондовой бирже».

В дальнейшем команда SEZUAL намерена масштабировать проект «Электронные дороги» в Казахстане.