«Не видим смысла «мариновать» студентов по 6-12 месяцев». Akhter School собирается поменять подходы в ИТ-образовании
До конца ноября студия аутсорс-разработки Akhter Studios планирует запустить ИТ-школу Akhter School. Первое время здесь будут готовить специалистов по двум направлениям: product-management и sales-engineering. К началу следующего года появятся курсы по project-management, QA-engineering и UX/UI-дизайну. Обучать ребят из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана в новой школе будут преподаватели-практики с опытом работы, в том числе, в таких компаниях, как Microsoft, SAP и Яндекс. Сами курсы рассчитаны на тех, кто только собирается попасть в ИТ-индустрию, и уже работающих специалистов, которые хотят подтянуть знания и навыки.
В преддверии запуска представители Akhter School рассказали Digital Business как собираются насытить образовательные программы полезными знаниями, почему важно не удлинять срок обучения свыше 3 месяцев, и легко ли будет выпускникам трудоустроиться в серьезную компанию.
«Увидели дефицит качественных ИТ-кадров во всей Центральной Азии»
Идея создания собственной школы в Akhter Studios назревала давно. Однако по началу компании было не до запуска серьезных образовательных проектов. Проблему с подготовкой product- и project-менеджеров решали через поиск талантливых и перспективных ребят. Активно вовлекая стажеров в рабочие процессы, команда параллельно выработала собственные подходы к онбордингу и подготовке кадров. Можно сказать, что в Akhter Studios сложилась уникальная образовательная культура, которая способствовала появлению специалистов, заточенных на работу с международными проектами. И этот качественный скачок не остался незамеченным среди клиентов.
Получив позитивный опыт, в студии задумались над тем, чтобы каким-то образом систематизировать процесс подготовки нужных специалистов для закрытия HR-потребностей. Особенно остро стоял вопрос с product- и sales-менеджерами. Их приходилось хантить из стран Восточной Европы, так как в Центральной Азии пока мало таких специалистов уровня «senior».
Взвесив все факторы, ребята решили, что необходимо открывать собственную школу и поставить подготовку нужных кадров «на поток». Однако, по словам сооснователя Akhter Studios и Akhter School Шамиля Ахмедова, вскоре стало очевидно, что школа сможет работать и на внешний рынок ИТ-образования:
– Видели, что дефицит качественных ИТ-кадров есть во всей Центральной Азии. Поняли, что историю со школой можно и нужно масштабировать на B2C-сегмент. Благо, у нас есть возможность подтянуть классных экспертов, способных написать эффективные курсы. Далее, в процессе общения с игроками рынка, появилась идея работать еще и с В2B. У партнеров есть потребность в повышении квалификации своих сотрудников.
Изначально школу в онлайн-формате собирались запускать только в Казахстане. Но после командировки в Узбекистан, пообщавшись с представителями местного ИТ-бизнеса, команда Akhter Studios увидела там такие же «боли», что и на рынке Казахстана.
– Оказалось, в Узбекистане на фоне бурной цифровой трансформации бизнеса ощущается сильнейшая нехватка квалифицированных кадров. Решили, что нужно со старта запускаться и там. Потом «подключим» Кыргызстан, где тоже есть дефицит специалистов, – рассказывает сооснователь Akhter Studios и основатель Akhter School Дмитрий Нигодин.
Кто преподаватели?
Автор курса по sales-engineering – эксперт по продажам международного уровня и сооснователь Akhter School Владислав Буянов. В сфере с 2006 года. За это время прошел путь от стажера в отделе продаж до собственника бизнеса. Строил карьеру в таких корпорациях, как Microsoft, Xerox, SAP, IBM и других.
– Подход к обучению у меня не классический. Мой курс – сочетание знаний и опыта, полученных за 16 лет работы в крупнейших международных компаниях и в ходе обучения на MBA. Несмотря на то, что продажи существуют примерно столько же, сколько само человечество, до сих пор встречается отношение к ним как к «черному ящику», внутри которого находится таинственная смесь из психологии, счастливых случайностей и врожденных талантов продавца. Между тем, продажи – это не о том, как правильно «впарить клиенту» или заставить его сказать «да». Продажи – наука и методология со своими законами, причинно-следственными связями и логичными, ожидаемыми результатами, – рассказывает Владислав Буянов.
Курс по sales-engineering опирается на два базовых источника знаний. Первый – теория коммуникации. Это наука о том, как люди взаимодействуют между собой с первобытных времен до эпохи Интернета и Web X.0. Второй – практика, основанная на опыте и практических знаниях, которыми Владислав поделится с каждым учащимся.
Курс по product-management разработал руководитель практики Discovery&Design Akhter Studios Сергей Колосков. В свое время работал в Ozon, LitRes, консультировал Яндекс. Еще Сергей автор курсов по product-management на образовательной онлайн-платформе OTUS. Подготовил больше 150 product-менеджеров. Сейчас занимается продуктовыми исследованиями и настройками продуктовых отделов на рынке Центральной Азии.
По словам эксперта, разработкой продукта ребята займутся уже на первом занятии, чтобы после курса можно было «провести релиз на рынок, проверить гипотезу и, возможно, получить первых счастливых клиентов»:
– В курсе есть уроки, где рассказывается про специфику и вызовы для «продактов» на рынке Казахстана и Центральной Азии в целом. Будет много интересного, – анонсирует Сергей.
«Хотели бы 10-15% мест на потоке отдавать по льготным условиям ребятам из многодетных семей»
Сначала курсы будут доступны только на русском. Однако их перевод на языки стран, где будет работать школа, в ближайших планах команды, заявляет CEO и сооснователь Akhter School Айгерим Мухаева:
– Безусловно, все учебные материалы будут доступны на казахском языке. То же самое будем делать в Узбекистане и Кыргызстане – весь учебный контент должен быть доступен на государственном языке.
Айгерим указала на очевидные плюсы «живого» контакта с авторами курса для обучающихся:
– Владислав и Сергей будут полностью погружены в процесс, чтобы получать от учащихся «живой» фидбэк и исправлять ошибки, которые могут возникнуть по мере работы. Взаимодействовать со специалистами высокого уровня – круто и ценно. Без наработанного нетворка получить обратную связь от таких ребят довольно сложно.
Курсы от Akhter School будут проходить на собственной LMS (система управления обучением – прим. Digital Business) Classlytics.
Средняя продолжительность курсов по product-management и sales-engineering – 8-16 недель. По мнению авторов и основателей Akhter School, этого времени вполне достаточно, чтобы человек получил все необходимые знания и навыки, которые помогут расти в дальнейшем.
– Делаем акцент на практику с точечной теорией, чтобы у нашего студента имелся необходимый фундамент навыков, с которыми сразу можно выходить на рынок и быть интересным работодателям. А там уже, если взять «продактов», будет CPO или product lead с большим опытом. В совокупности со знаниями, полученными на нашем курсе, это позволит быстро адаптироваться к работе и выполнять «боевые» задачи.
Стоимость курсов в Akhter School – от 650 тысяч до 740 тысяч тенге. Предусмотрена рассрочка на разные периоды до одного года. Также, по словам Дмитрия Нигодина, сейчас прорабатывается вопрос по предоставлению скидок:
– Хотели бы 10-15% мест на потоке отдавать по льготным условиям, например, ребятам из многодетных семей. Либо с каким-то дисконтом, либо даже бесплатно. Прорабатываем вопросы с некоторыми партнерами, которые могли бы выделять гранты на обучение. Если все получится, то, возможно, сможем и половину потока вне зависимости от социального статуса набирать на льготные места.
А что с трудоустройством?
Так как изначально школа задумывалась в качестве инкубатора кадров для Akhter Studios, компания гарантирует лучшим студентам оплачиваемую стажировку с последующим джоб-оффером по ее итогам.
У каждого студента Akhter School будет возможность пройти через приоритетное рассмотрение у HR этих компаний и попасть в них на стажировку.
– В случае успешного прохождения стажировки, компании готовы давать нашим студентам оффер. Уверен, что определенный процент, безусловно, построит классную карьеру в ИТ. Те, кто будет вкалывать, учиться и сможет впоследствии нести ценность рынку. Тем более, сейчас есть большая потребность и в «продактах», и в «сейлзах», – отмечает Дмитрий Нигодин.
В поиске таких специалистов и Akhter Studios. Компания недавно открыла юридическое лицо в Сингапуре и в следующем году ожидает приток экспортных контрактов. Поэтому, говорит Дмитрий Нигодин, люди будут нужны:
Что касается зарплат, то платят в сферах product-management и sales-engineering хорошо. К примеру, отмечает Дмитрий Нигодин, если говорить про «продактов» уровня «senior» или CPO, то их зарплата в крупных корпорациях может доходить до $10 тысяч в месяц:
– На западных рынках эти цифры еще больше – сотни тысяч долларов в год. У «сейлзов» классический оклад от 300 тысяч тенге до 1 миллиона, однако они могут получать огромные бонусы с продаж. Мы в Akhter Studios стараемся платить среднюю зарплату по рынку: не демпингуем и не завышаем. И этой «вилки», насколько знаю, придерживаются и многие другие компании.
По мнению Айгерим Мухаевой, курсы в Akhter School лучше всего подойдут тем людям, которые хотят полностью переформатироваться и построить свой бизнес:
– Это могут быть ребята, которые занимаются кодингом, но им это надоело, а из ИТ уходить не хочется. Тогда путь лежит в менеджмент или продажи. Также наши курсы хорошо подойдут менеджерам и продавцам из ритейл-компаний и банков, которые хотят попробовать что-то другое. В общем, всем тем, кто готов бросить себе новый профессиональный вызов и учиться.