Руководитель МТS StartUp Hub Дмитрий Курин об ИТ Казахстана, силе и слабости корпораций и главной задаче CEO

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 21.10.2022, 09:38

Многие корпорации Казахстана не видят в местных стартапах партнеров, которые способны внедрять новые технологии быстро и эффективно, считает директор по инновациям и венчурным инвестициям МТС и руководитель МТS StartUp Hub Дмитрий Курин. И в этом, по его мнению, кроется одна из главных проблем всей ИТ-экосистемы. Как здесь могут помочь корпоративные венчурные фонды? Зачем крупным компаниям создавать собственные акселераторы? По какой причине корпорации не могут внедрять новые технологии, даже если этого хочет их руководство? Читайте в интервью на Digital Business.

«Мы хотели искать интересные стартапы в Казахстане и «приземлять» их в Россию. Но сейчас вполне вероятен обратный сценарий»

— Дмитрий, чем в России занимается MTS StartUp Hub — центр по инновациям и инвестициям МТС? Расскажите о нем подробнее. Он фокусируется на внутреннем рынке?

— С точки зрения конечного применения технологий — да. МТС — монострановая корпорация. Мы инвестируем в технологические компании, которые хотят занять лидерские позиции на российском рынке. Но с точки зрения поиска команд, мы не ограничены территорией России: работали в Европе, Сингапуре и Израиле.

MTS StartUp Hub — точка входа технологических компаний в экосистему МТС. Мы начали работать на внутреннем российском рынке, посмотрели больше 6,5 тысяч FinTech, Media, Retail, AdTech/MarTech и EdTech стартапов. А потом поняли: предпринимателей в стране большое количество, но далеко не все их решения применимы внутри корпорации. Поэтому мы вышли на мировой рынок.

У этого решения есть еще 2 важных причины. Первая — анализ зарубежных рынков позволяет следить за развитием мировых экосистем. Вторая — поиск иностранных продуктов помогает «приземлить» в России интересные технологические компании, у которых нет аналогов в стране.

Мы наняли команды скаутинга в Берлине, Тель-Авиве и Сингапуре. С их помощью привлекли около 10 команд, которые взялись за разработку инновационных решений для МТС. Например, стартап SoMin.AI из Сингапура предложил решение для персонификации клиентских предложений в МТС-банке. С его помощью мы начали анализировать собственные данные и информацию из открытых источников — и предлагать людям то, что их заинтересует с гораздо большей вероятностью.

Но это не значит, что мы работали исключительно с зарубежными стартапами. На данный момент у MTS StartUp Hub запущены 4 технологические лаборатории в регионах РФ, где работают и обучаются местные команды.

— Выглядит так, будто польза от хаба есть только для корпорации. А в чем она для рынка в целом?

— Точечные решения стартапов помогают корпорации занимать пустующие ниши на рынке. Это бенчмарк: местный предприниматель получает ориентир в виде сильного игрока, понимает, на кого нужно равняться и до какого уровня дорасти, чтобы стать интересным проектом. То есть это всегда подстегивает конкуренцию и дает дополнительную мотивацию. Как в случае с Kaspi Bank, когда банк построил вокруг классического продукта цифровую экосистему, а другие гиганты пытаются навязать ему борьбу и начинают развиваться в этом направлении.

— Какие проекты вы развиваете в Казахстане?

— Во время Digital Bridge-2021 MTS StartUp Hub подписал партнерское соглашение с Astana Hub. Мы помогали с запуском 5G-лаборатории, которая должна была перевести работу технологических компаний и стартапов Казахстана на сети пятого поколения. В августе этого года я приехал в РК, чтобы провести личные встречи с командой Astana Hub и местной экосистемой и посмотреть, что получилось.

Также был план запустить еще одну площадку MTS StartUp Hub, чтобы найти здесь интересные технологические продукты и «приземлять» их в России.

Но сейчас вполне вероятен переезд многих российских стартапов в Казахстан для дальнейшей валидации и масштабирования. В РК в целом более свободное экспериментальное поле, а еще здесь проще получить доступ к свободным 5G-частотам.

Второй приезд в Казахстан случился накануне Digital Bridge-2022: на этот раз я прилетел на форум, чтобы исследовать экосистему и понять, что представляют из себя рынки стартапов, венчурных инвестфондов и корпораций.

«Корпорации Казахстана научатся работать с венчурной историей и поддерживать стартапы»

— Какие впечатления от экосистемы?

— Несмотря на небольшой по численности рынок, в РК создается большое число цифровых экосистем в разных сферах. Тот же пример Kaspi Bank, который я упоминал ранее.

Пока в Казахстане достаточно небольшая экосистема стартапов — их здесь порядка тысячи. Государство со своей стороны постепенно начинает в них инвестировать через гранты и другие формы поддержки. Если проводить параллели с Россией, пока это не ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), когда государство подолгу сеет, а потом собирает плоды собственных усилий.

Из важных наблюдений — у корпораций появился запрос на цифровизацию. Компании уже нанимают молодых ребят с соответствующим опытом. Те в свою очередь пытаются качать бюрократические структуры и трансформировать работающий бизнес. Думаю, что за 3 ближайших года ситуация изменится, корпорации станут более активными, начнут запускать собственные акселераторы и инновационные центры. И это будет полезно: начнет меняться менталитет, стартапы будут восприниматься как полноценные партнеры. Потому что стартапы, прошедшие через различные программы, смогут запускать технологические решения гораздо быстрее, дешевле и эффективнее.

Пока в Казахстане есть несколько корпораций-потребителей и небольшой рынок венчурного капитала, который только начинает свое развитие. На данный момент корпорации инвестируют в стартапы мало — и в основном это M&A сделки.

Но ситуация обязательно изменится к лучшему. И во многом благодаря позиции государства, которое смотрит на далекую перспективу и исходя из этого выстраивает свою стратегию. Есть госфонды, которые инвестируют доходы от недропользования в технологии и повышение благосостояния нации.

Со временем практика создания подобных фондов распространится и в корпорациях.

Крупные игроки научатся работать с венчурной инфраструктурой и поддерживать стартапы. И впоследствии сами станут потребителями и начнут покупать работоспособные продукты. Когда это произойдет, в Казахстане получится сильная и завершенная история становления экосистемы.

Также не будем забывать: за последний год в Казахстан приехало много ИТ-специалистов. И часть из них останется здесь даже после того, как обстановка в регионе стабилизируется. А остальные ребята оставят здесь часть своей экспертизы.

— А в чем, на ваш взгляд, сила экосистемы прямо сейчас?

— Первая — это нейтральность и транспарентность Казахстана.

Вторая сила — использование английского права. МФЦА уже использует его как нормативно-правовую основу, биржи здесь, насколько я знаю, тоже работают по этой системе. То есть рынок уже заточен под работу в мировой системе правоприменения. Этот инструмент защищает интересы предпринимателей и показывает всему миру, что в Казахстане можно строить бизнес.

Третья сила — это Astana Hub и его активные стартап-команды. И не будем забывать, что Казахстан — богатая страна с точки зрения ресурсной экономики. Здесь есть деньги, которые можно вкладывать с умом.

«Тренд на цифровизацию в Казахстане задает государство»

— Вернемся к теме корпораций. Вы уже проводили какой-то анализ уровня цифровизации крупных компаний в Казахстане?

— Пока цифровизация для корпораций — это тренд. Причем его задает государство: я общался с министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдатом Мусиным, и он сказал, что в каждом министерстве Казахстана появился человек на позиции CDO (Chief Digital Officer) или CDTO (Chief Digital Transformation Officer). По сути, это лидеры, которые отвечают за инновации и будущее организаций.

В части корпоративного сектора есть запрос на изменение компаний со стороны акционеров. Но пока он четко не сформулирован. «Мы хотим из 100% ресурсных доходов сделать хотя бы 30% цифровых» или «Хотим изменить проектный майндсет компании на продуктовый» — согласитесь, это совершенно разные задачи.

К чему это я: корпорации понимают, что нужно двигаться дальше. Но пока это желание останавливается либо на уровне формирования запроса, либо на уровне внутреннего отторжения. Это когда верхушка компании хочет, а мидл и нижний уровень исполнителей не понимают целесообразность этого шага, потому что корпорация стабильно зарабатывает из года в год и имеет какое-то будущее. В таком случае все попытки цифровизации превращаются в театр инноваций, когда все делают вид заинтересованности.

— Как поменять здесь мышление?

— Чтобы сдвинуть корпоративную машину, нужен комплексный подход. Нужно, чтобы на уровне HR, ИТ и продукта появились правильные люди, которые понимают необходимость цифровизации. А возглавлять это движение должен СЕО, который становится амбассадором изменений и инноваций.

Руководителям и внутренним лидерам нужна помощь в поиске ответов, как определять цели и выстраивать стратегию проведения цифровизации.

Мой прогноз по корпоративному сектору Казахстана такой: до конца года ситуация не поменяется. За 2023 год, учитывая приток квалифицированных специалистов и последовательную работу государства, у каждой корпорации Казахстана появится свой план по развитию и внедрению инноваций. Думаю, что кто-то даже сможет запустить корпоративные акселераторы и фонды. А к 2024 году это станет массовым явлением.