«Делай быстро, проси прощения потом». Как прошла KOLESA Conf ’2022, где было даже предложение руки и сердца
Субботним утром у кинотеатра «Арман» на проспекте Достык в Алматы очередь. Этот факт удивляет проходящую мимо пару средних лет. «Неужели в прокат вернули «Казахи против пришельцев»? – то ли в шутку, то ли всерьез спрашивает у своей спутницы мужчина. И оказывается очень далек от истины. Сегодня здесь ИТ-конференция KOLESA Conf ’2022. По заверениям организаторов, все билеты (кинотеатр может вместить около 1 тысячи человек) были распроданы за месяц.
Корреспондент Digital Business побывал на ивенте. Рассказываем о самом интересном.
«Всегда в приятном шоке от алматинских ивентов»
Конференция проходила по четырем направлениям: Management, Web, Data и Mobile. Организаторами было заявлено выступление 35+ экспертов из Казахстана и стран СНГ. С одним из спикеров знакомимся у входа в кинотеатр. Его зовут Андрей Минкин, он software engineer в компании Percona (занимается обслуживанием различных баз данных с открытым исходным кодом в локальных и облачных средах). В Алматы приехал из Бишкека.
– В 6 утра вызвал такси, а через час уже на границе с Казахстаном. Там пешком перешел, нашел другую машину и сразу в Алматы. И вот к 10 часам на месте. На KOLESA Conf выступаю второй раз. Буду рассказывать, что хорошего есть в тимлидстве, должен ли тимлид увольнять людей и куда ему дальше развиваться. Круто, что ребята проводят конференции. В Центральной Азии мало кто делает подобные ивенты, поэтому они пользуются огромным спросом и на них стоит ходить, – говорит Андрей, глядя на количество собравшихся.
Ради конференции в Алматы, только уже из Астаны, прилетел фаундер стартапа FocusEd Бахытжан Жакажанов. Правда, в качестве слушателя.
– Всегда в приятном шоке от алматинских ивентов. Все продумано до мельчайших деталей: зоны активностей, конкурсы, развлекательные штуки. А самое главное, тут удается собрать вместе крутых ребят из разных больших компаний, которые делятся интересными фичами и обмениваются опытом. Все это идет на пользу ИТ-тусовке Казахстана. Лично я жаден до знаний и постараюсь обойти все секции, – делится планами Бахытжан.
На первом этаже оборудовали импровизированную кофейню, где любой участник мог бесплатно попросить кофе, а также угоститься шоколадными конфетами и круассанами с курицей. Гостей зазывали участвовать в викторинах, посвященных разным темам: от дизайна до разработки. Победителю вручали брендированную кружку от KOLESA Conf ’2022. Можно было поиграть в видеоигры или просто поваляться на мягких пуфах.
Главную ценность конференции сформулировал CEO стартапа Cerebra Досжан Жусупов, который тоже заглянул на ивент:
– Тут классный движ. Молодежь стремится сюда попасть, чтобы послушать крутых спикеров. Ребята из моей компании тоже хотели прийти, но не успели купить билеты. Будут смотреть онлайн.
Тем временем организаторы объявляют, что конференция скоро начнется. Пора расходиться по выбранным секциям.
«Задайте себе вопрос: решает ли эта база данных мою проблему?»
Держим путь в зал, где собрались специалисты по направлению Web. Там с темой «Трезвый взгляд на выбор технологий» выступает software engineering manager Kolesa Group Дмитрий Кузыров. Спикер рассказывает, на что ориентироваться при выборе баз данных для продукта:
– Один из первых вопросов, который нужно себе задать: решает ли конкретно эта база данных мою проблему или задачу? Частенько бывает, что базу данных выбирают из-за хайпа. На конференциях постоянно о какой-то одной рассказывали, или коллеги взяли и теперь вы решили попробовать. Так делать не стоит. Как минимум, необходимо зайти на сайт производителя и почитать, где ее предлагают использовать, изучить юзеркейсы. Еще важно задуматься, как база данных будет масштабироваться. Ориентируйтесь на свой трафик: сколько пользователей ежедневно посещает сервис.
«Одна из самых сложных проблем при выходе казахстанского проекта на американский рынок – коммуникация с командой в США»
В зале Management product manager Arbuz/Pinemelon Ержан Нуриманов рассказывает, как онлайн-магазин Arbuz.kz запустился в США под брендом Pinemelon.com за 10 месяцев:
– Одна из самых сложных проблем при выходе казахстанского проекта на американский рынок – коммуникация с командой в США. На созвоне я говорю «shelves», а мой американский коллега — «levels». Я — «shelves», а он — «levels». И только в конце разговора понимаю, что мы по-разному называем одно и то же — полки!
Еще одной проблемой, по словам Ержана, стала временная разница в 12 часов:
– Они ложатся спать, мы встаем. Мы ложимся спать, они встают. Мы им что-то высылаем. Они просыпаются и пишут, вот здесь надо поправить. А мы уже спим. Когда выходите на американский рынок, будьте готовы работать в таком режиме. Первое время коммуникация продуктовой команды в Казахстане с офисом в США была медленной. Чтобы ускорить итерации, в Arbuz/Pinemelon решили проводить «дейлики» два раза в день: в 9 утра и в 9 вечера. Утром сделали — и в этот же день получили фидбек. Это сильно помогло.
Как переименование платного пакета увеличило количество покупателей в два раза
Идем в зал Data. С темой «Что делать, когда цифры не отвечают на вопросы» выступает тимлид направления качественных исследований в Kolesa Group Динара Абдильдинова. Спикер приводит конкретные кейсы из опыта компании:
– На сайте Avtoelon.uz (сервис по продаже машин в Узбекистане – прим. Digital Business) была низкая конверсия звонков по объявлениям. Никто не мог понять, почему так происходит. Мы решили пойти на авторынок, потому что в Узбекистане большая часть сделок заключается там, и стали общаться с людьми. Показывали им картинку с объявлениями на сайте и спрашивали, что не так. Выяснилось, многие боялись нажимать на плашку «позвонить», так как думали, что наберут напрямую в Avtoelon, а не продавцу. Дизайнеры изменили интерфейс, чтобы пользователям стало понятно, что они звонят хозяину машины. В итоге после релиза количество звонков увеличилось на 30%, а добавлений в «избранное» – на 9%.
По мнению Динары Абдильдиновой, исследователи – это своеобразный мостик между пользователями и продуктовой командой:
– Наши рекомендации могут серьезно помочь продукту. Изначально Avtoelon был полным аналогом Kolesa.kz. Платные пакеты назывались так же, как и в Kolesa, но там продажи шли, а на Avtoelon – нет. Снова пошли к людям и оказалось, что они ассоциировали пакет «Турбо» с машинами, у которых есть турбодвигатель. Думали, что только владельцы таких авто могут купить пакет. В итоге переименование пакета в два раза увеличило процент платящего сегмента.
«Когда отвечал на вопросы из зала, больше думал о том, как буду делать предложение»
Заглянули на секцию Mobile. О том, с чего нужно начинать делать суперапп, рассказывает lead flutter developer в Magnum E-commerce Ерасыл Майханов:
– В течение дня использую порядка 10 приложений: это социальные сети, мессенджеры, такси, карты, доставка еды, банковские услуги, онлайн-абонемент в фитнес-зал и другое. Сегодня весь мир движется в сторону мобильных технологий, многие хотят делать супераппы, такие, как китайский WeChat.
Самым необычным стало выступление product manager Kolesa Group Нурмухаммеда Бекжана. Рассказав о том, как он с командой запустил сервис Крыша Агенты, где они сделали MVP с минимальной разработкой (об этом кейсе можно почитать здесь), парень попросил свою девушку выйти на сцену и сделал ей предложение. Девушка без особых раздумий сказала: «Да!»
– Мы планировали после моего выступления улететь в Грузию на отдых. Подумал, что до этого нужно успеть сделать предложение. О планах рассказал только организаторам и ведущим. Когда отвечал на вопросы из зала, больше думал о том, как буду делать предложение. Очень волновался, – делится эмоциями Нурмухаммед Бекжан.
Закончилась конференция динамичным выступлением CPO Dodo Brands Дмитрия Павлова. Он рассказал, как в компании благодаря небольшой перестройке отдела ИТ-разработки улучшились продажи:
– Раньше ИТ-разработка была централизованной. Все в одно «окошко» обращались с просьбами, а им отвечали: ты приходи во втором квартале, ты — в третьем, а ты — в 2030 году. Мы «отщипнули» часть айтишников от основной команды и передали региональным офисам. Бизнес учился работать с айтишниками напрямую и наоборот. Получилось взаимное погружение. Вскоре увеличилась конверсия открытия карточек с акциями, а следом и продажи. Теперь идеи маркетологов могут быстро реализовываться.