Как стать бизнес-ангелом и не сжечь кучу денег

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 15.09.2022, 16:13
Мурат Абдрахманов

Мурат Абдрахманов. Скрин — MOST Подкаст

Один из пионеров венчурного инвестирования в Казахстане, опытный предприниматель Мурат Абдрахманов в подкасте MOST рассказал о том, как работает рынок бизнес-ангельства, как традиционному предпринимателю стать «ангелом» и какие типичные ошибки бывают у начинающих венчурных инвесторов.

О спикере

Предприниматель и венчурный инвестор из Казахстана. Имеет за плечами более 25 лет опыта в бизнесе: основатель одного из крупнейших казахстанских телекомов АО ASTEL, бывший совладелец и председатель совета директоров АО KazTransCom (exit в 2020), основатель крупнейшей сети стоматологических клиник Dent-Lux и Ambassador, многопрофильной клиники Medical Park и других предприятий.

Мурат Абдрахманов

Откуда берутся «ангелы»

Мурат Абдрахманов назвал три категории людей, которые обычно начинают интересоваться венчурным инвестированием.

1. Предприниматели из традиционных отраслей. Которые уже построили свою бизнес-империю,  а сейчас хотят двигаться дальше, заниматься чем-то новым и интересным.

А сейчас все, что касается стартапов, на хайпе — какие-то компании становятся «единорогами», получают миллиардные заработки. И людям это интересно, им тоже хочется к этому приобщится, постоять рядом и поучиться.

У таких предпринимателей есть деньги, опыт и компетенции — они готовы делиться своими знаниями в бизнесе с молодыми стартаперами.

2. Топ-менеджеры из большого корпоративного сектора. Они добились успехов на своих позициях в серьезных компаниях, имеют большой отраслевой опыт, а сейчас хотят вложить свои деньги в стартапы и помочь им вырасти. В том числе при помощи своего богатого опыта в корпоративном управлении.

3. Финансисты. Они тоже хотят поучаствовать в новой волне венчурного финансирования — для них это новый скилл и новая отрасль, в которой можно применить свои знания.

Обычно у людей, которые хотят стать бизнес-ангелами, две мотивации: во-первых, круто заработать (хотя можно и все потерять). А во-вторых — это особенно актуально для людей старше 40 лет — оставаться востребованными на рынке, наращивать свои компетенции как эксперта за счет общения с людьми, которые развивают самые современные технологии.

Типичные ошибки новичков-инвесторов

Однако желая стать бизнес-ангелами, многие начинающие инвесторы на старте совершают типичные ошибки, не разобравшись в специфике венчура. Это происходит из-за того, что они переносят свой предыдущий опыт на работу со стартапами:

Например, финансируя проект на ранней стадии, они хотят получить либо контрольную, либо существенную долю. К этому их подталкивает весь предыдущий опыт бизнеса, желание все контролировать. Но это, конечно, ошибка. Стартап — это бизнес его основателя. И инвестор не должен брать его под свой контроль, влазить в операционную деятельность.

Бизнес-ангел должен делать ставку на основателей проекта и только помогать им, если есть соответствующая экспертиза в отрасли.

А работа с рисками в венчурном инвестировании происходит не путем полного контроля над проектами, а через диверсификацию вложений:

Вы инвестируете не в один проект, а в три, пять или десять. Возможно, в разных отраслях, разных странах. Как это работает: из десяти проектов три умирает, три повисает, но один выстреливает и все окупает. А еще три подтягиваются и начинают уже давать сверхдоход. Ну а если сразу все яйца положить в один проект, то чудеса, конечно, бывают, но вероятность успеха очень низкая.

Как правильно начать инвестировать в стартапы

Мурат Абдрахманов рекомендует начинающим венчурным инвесторам сначала оперировать небольшими чеками, а не сразу окунаться в прямое инвестирование.

На первой стадии участие в синдикате инвесторов или limited partnership в венчурном фонде — это must have. Это дает возможность с помощью небольших сумм приобщиться к отрасли. У вас появятся деловые партнеры, которые за ваши же деньги будут вас учить и консультировать, тратить на вас свое время. В этой стадии нужно провести как минимум год, войти в 5-10 проектов, поучаствовать в обсуждениях, послушать, что вообще инвесторы спрашивают у стартаперов. Здесь самое главное — смотреть и учиться.

А уже после, считает Мурат Абдрахманов, можно пытаться вкладывать деньги и напрямую в проекты. Но нужно быть готовым к тому, что уровень общения с фаундерами будет более детальный, чем при работе через синдикат инвесторов или через фонд. Также и чеки для инвестиций будут повыше — минимум 50-100 тысяч долларов.

Красные флажки для инвестора

Также Мурат Абдрахманов поделился своими личными «красными флажками» — признаками, когда в проекты не стоит инвестировать.

Красный флажок №1 — «валидированная» бизнес-модель.

Иногда приходят стартаперы и говорят, что какой-то там профессор маркетинга сказал, что они все делают правильно и их бизнес будет успешен. Но никто, ни один нобелевский лауреат, не может валидировать бизнес-модель. Это может сделать только рынок: если люди за это платят, значит модель работает.

Красный флажок №2 — кабальные условия от предыдущих инвесторов.

Если какой-то бизнес-ангел уже зашел в проект и забрал себе 35-40%, то я в такой проект уже не захожу. Потому что обычно это еще стадия pre-seed, а у фаундера вместе с командой уже осталось всего 50-55%. И если проект полетит, впереди будет много раундов инвестиций — что в итоге останется у фаундера? Потеряв контроль над компанией, он потеряет мотивацию. А ведь это его бизнес, его проект.

Красный флажок №3 — негибкость основателя.

Чем старше человек и чем больше у него опыта, тем менее гибким он становится, тяжелее признает свои ошибки. И это тоже нехорошо — продукт в стартапе иногда меняется кардинально. И фаундерам нужно  уметь быстро признавать свои ошибки, делать пивот и все изменять. Эта гибкость очень важна.

О спикере

Предприниматель и венчурный инвестор из Казахстана. Имеет за плечами более 25 лет опыта в бизнесе: основатель одного из крупнейших казахстанских телекомов АО ASTEL, бывший совладелец и председатель совета директоров АО KazTransCom (exit в 2020), основатель крупнейшей сети стоматологических клиник Dent-Lux и Ambassador, многопрофильной клиники Medical Park и других предприятий.

Мурат Абдрахманов