Зачем стартапам Advisory Board и как туда привлечь топовых людей

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 01.09.2022, 14:20
Жанибек Карсыбаев и Адиль Нургожин

Скрин — MOST Подкаст

Почти все стартапы из Казахстана при выходе на американский рынок даже не задумываются о формировании Advisory Board — консультативного совета из топовых людей в индустрии, так называемых C-Level Executives. Об этом в новом выпуске подкаста MOST рассуждали Жанибек Карсыбаев и Адиль Нургожин, управляющие партнеры фонда BigSky Capital.

Жанибек объяснил, почему проектам нужен такой консультативный орган:

Если у стартапа нет Advisory Board, это большой недостаток. Потому что люди с большими именами из больших компаний, состоящие в Advisory Board, дают проекту авторитетность. Эти значит, что уважаемые люди понимают ваш продукт, как бы ставят штамп своего имени — и рынок видит, что вы делаете что-то действительно конкретное.

Зачем руководителям больших компаний заниматься какими-то стартапами? Жанибек Карсыбаев советует искать варианты, чтобы это было взаимовыгодным партнерством:

Все должно быть по принципу win-win: если ты обращаешься с предложением войти в состав Advisory Board, то это не должно значить, что ты будешь просто ходить и постоянно клянчить советы. Нужно сказать, что стартап строит решение в вашей индустрии и это поможет в том числе и вашей компании в будущем. А пока помогите мне проэкспериментировать и все проверить.

В качестве мотивации членам Advisory Board выдается доля в стартапе. Но, по словам Жанибека Карсыбаева, нет определенной цифры, сколько Equity давать членам Advisory Board. Обычно это от 0,5% до 2,5%. Размер зависит от трекшна проекта и того, что проект из себя представляет: если это только идея, то доля ближе к 2%, а если есть хороший трекшн, то можно разговаривать и о доле меньше 1%.

Но нужно вести диалог с инвестором, а не просто отправить ему контракт. Нужно обсуждать: я хочу дать тебе 1%, и за это буду использовать твое имя и опыт. Если он говорит, что можно использовать только имя, но помогать он не будет, то процент Equity будет меньше.

Есть и нематериальная мотивация у C-Level Executives — им тоже интересно быть в консультативном совете какого-нибудь интересного проекта.

Потому что они все состоявшиеся люди, которые уже, как правило, достигли потолка в карьерном росте. И им нужно дальше развивать свое портфолио. И вас удивит, насколько они будут открыты к диалогам про членство в совете стартапа.

Адиль Нургожин подчеркнул, что мало заполучить известную фамилию в Advisory Board — с этим еще нужно уметь работать:

Если такой человек готов тратить на вас свое «золотое» время, то к этом нужно готовиться. Просто задавать «левые» вопросы или просить денег — это будет непрофессионально и глупо. Подумайте темы, которые хотите обсудить, приходите подготовленными и выжимайте с этих нескольких часов, которые вам уделил человек-профи, по максимуму.