Как внедрение POS-терминалов изменило бизнес автомоек самообслуживания

11.08.2022, 09:42
Текст: Никита Авраменко
Фото: из архива героя

Автомобиль на мойке Руслана Ли

Руслан Ли — владелец небольшой сети автомоек самообслуживания в Нур-Султане и Алматы. Изначально он работал только с наличными платежами, и ему приходилось тратить много времени на пересчет денег, а еще контролировать своих сотрудников, которые также соприкасались с наличными. Бизнесмен решил проблему в январе 2022 года, когда установил в боксах умные POS-терминалы. Во сколько обошлась автоматизация и как она повлияла на бизнес, читайте в кейсе DigitalBusiness.kz.

Почему наличка в мойках самообслуживания была неудобной для владельца бизнеса?

Руслан Ли открыл первую мойку самообслуживания три года назад. С тех пор он сделал небольшую сеть из 5 автомоек в Нур-Султане и Алматы. Каждый объект — это 6 боксов, где можно заплатить только наличкой:

— Мы запускали на мойке только наличную форму оплаты. И это создавало массу неудобств: непонятно, как наладить контроль без постоянного физического присутствия на месте. Приходилось регулярно приезжать на объекты, доставать из приемника кучу мелочи и пересчитывать ее. На это уходило очень много времени.

Серьезная проблема — воровство. На мойке самообслуживания есть оператор (сотрудник в найме), который следит за порядком на территории и работой оборудования. Также он разменивает деньги, если клиент приезжает с крупными купюрами:

— Человек работает с деньгами — и этот поток практически невозможно отследить. Пару раз мы ловили сотрудников за руку в момент воровства. Конечно, сразу же расставались, но легче от этого не было: приходили другие люди, которых по-прежнему нужно контролировать.

Как пытались решить проблему?

Чтобы как-то автоматизировать процесс, Руслан подключил дистанционную систему подсчета денег в приемнике. Она должна была сильно упростить жизнь бизнесмену, но в итоге все пошло не по плану:

— Иногда оборудование давало сбои и неправильно считало суммы. Из-за этого оно выводило неверный баланс, который мог отличаться от реального на 5-10 тысяч тенге в день — причем как в меньшую, так и в большую стороны. Нам все так же приходилось бы пересчитывать деньги вручную, поэтому мы отказались от него.

Владелец сети моек самообслуживания Руслан Ли

Затем Руслан подсмотрел, как работают его коллеги в СНГ. Выяснил: почти все мойки самообслуживания перешли на адаптированные системы эквайринга, которые могут управлять моечным оборудованием. И начал искать что-то похожее в Казахстане:

— Обратился в несколько компаний, которые занимаются эквайрингом. Ребята предлагали установить обычные терминалы по приему безналичных платежей, но не могли связать их с нашим оборудованием. Смысла от этой доработки для нас нет: сотрудник вынужден был бы сам включать и выключать моечный пистолет. А это уже никакая не мойка самообслуживания.

В конце 2021 года Руслан узнал, что алматинский бизнесмен Иван Черкаев все-таки смог найти решение проблемы и создал устройство, которое связывает банк и моечное оборудование:

— Мне понравилось, что устройство работает не с каким-то второстепенным банком, а с Kaspi. Да и сама механика работы показалось максимально простой: размещаешь модуль с SIM-картой, который отправляет запросы в банк и передает команды на мойку, а непосредственно в боксе вешаешь наклейку с QR-кодом.

Первое время — только 5-10% безналичных платежей

Умное оборудование появилось на мойках самообслуживания в январе 2022 года. Ради удобства клиентов Руслан решил оставить наличные как один из способов платы. И не прогадал. Первое время новый сервис был не востребован:

— Клиенты смотрели на наклейки с QR-кодами и не понимали, как это работает. Пришлось проводить онбординг и просить операторов объяснять людям, что это такое. Адаптация длилась больше месяца — и за это время мы получали только 5-10% безналичных платежей от общей суммы.

Как изменилась выручка после внедрения POS-устройств

Зато после тестового периода эта доля выросла до 50-60% — теперь меньшая часть выручки принимается наличными. Автоматизация принесла бизнесу Руслана Ли такие результаты:

– Ежемесячные выручки моек выросли где-то на 10-15%. Также сократились расходы на персонал: так как люди теперь не соприкасаются с деньгами напрямую, объем физической работы уменьшился.

Новый сервис сделал мойки гораздо удобнее для клиентов. Теперь им не нужно гадать, найдется ли у оператора размен с крупной купюры, и в принципе тратить время на общение с сотрудниками. Просто приехал, навел телефон на наклейку с QR-кодом, оплатил нужное время работы пистолета и воспользовался услугой. Это повышает лояльность.

Как быстро окупится решение? Руслан Ли приводит следующие цифры: один адаптированный POS-терминал стоит от 10 до 30 тысяч тенге (актуальная цена на август 2022 года — 60 тысяч тенге — прим.ред.). К этой сумме нужно добавить комиссию банка за проведенную операцию, а еще подписку за работу сервиса — около 5 тысяч тенге в месяц:

— Мы выяснили, что на мойках в местах с высоким трафиком такие вложения за счет роста выручки реально окупить за 2-3 дня. Там, где людей поменьше, этот срок увеличивается до недели.

Помимо увеличения выручки бизнеса, важным преимуществом автоматизации, по словам Руслана, является то, что теперь можно видеть финансовые потоки на всех мойках дистанционно.

Хотите рассказать свою историю создания  технологичного бизнеса? Или поделиться мыслями о проблемах на рынке ИТ Казахстана? Пишите на редакционную почту editor@digitalbusiness.kz!

А еще ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀

Новости