Как неудачный фестиваль мог похоронить бизнес — сооснователь Chocofamily назвал три главных факапа компании
Сооснователь экосистемы Chocofamily и бывший директор Chocotravel & Aviata Николай Мазенцев честно рассказал в интервью на Youtube-канале amirkamilla о трех самых серьезных ошибках в бизнесе, которые допускала компания на этапе роста. Если бы не энергия и энтузиазм создателей, то после некоторых таких провалов бизнес мог вообще перестать существовать.
Реклама, о которой все говорили
В 2017 году у Chocotravel появилась реклама, которая вызвала бурные обсуждения в обществе — в ролике обнаженные девушки с пилотками стюардесс рассказывали о преимуществах сервиса.
Николай Мазенцев говорит, что если брать сухие цифры, то это был успех — компания получила огромное количество бесплатного трафика, а продажи выросли. Но с точки зрения имиджевой составляющей, это стало серьезным испытанием для бизнеса, реклама вызвала сильный поток критики в адрес компании от многих людей. Да и сейчас всё еще вспоминают об этом кейсе:
«Это был больше коммуникационный факап: во-первых, наш сотрудник выложил рекламу в соцсети до начала рекламной кампании, мы в это время все ухали на корпоратив, и никто не мог быстро подключиться, чтобы потушить пожар и удалить ролик.
Во-вторых, у нас не было злого умысла кого-то обидеть. Мы не хотели устроить хайп, чтобы все говорили, что мы подлецы. Мы планировали обычную платную рекламную кампанию и не думали, что она станет виральной. Короче, мы не приняли во внимание менталитет, что мы можем кого-то обидеть».
Сделав выводы из этого кейса, сейчас в компании тратят больше времени на то, чтобы взвесить, о чем будет реклама и как она может затронуть чувства разных людей.
Фестиваль, который чуть не убил весь бизнес
Самый большой факап, как вспоминает Николай Мазенцев, был в 2012 году, когда Chocolife стал зарабатывать прибыль.
Благо, нашлись инвесторы, которые заняли денег, предприниматели со всеми рассчитались, смогли сохранить команду и продолжить работу.
Эта история хорошая иллюстрация того, как важно не распыляться на этапе роста и «головокружений от успехов», а сохранять фокус на основном бизнесе.
Интернет-магазин, который не взлетел
Еще Николай вспоминает историю, когда компания решила запустить Chocomart — большой интернет-магазин.
В итоге на Chocomart было потрачено $1,8 млн, но все равно пришло понимание, что компания самостоятельно не потянет такой проект — интернет-магазин продали всего за несколько сотен тысяч долларов.