Как неудачный фестиваль мог похоронить бизнес — сооснователь Chocofamily назвал три главных факапа компании

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 08.08.2022, 18:21
Николай Мазенцев

Николай Мазенцев. Скрин видео Youtube-канала amirkamilla

Сооснователь экосистемы Chocofamily и бывший директор Chocotravel & Aviata Николай Мазенцев честно рассказал в интервью на Youtube-канале amirkamilla о трех самых серьезных ошибках в бизнесе, которые допускала компания на этапе роста. Если бы не энергия и энтузиазм создателей, то после некоторых таких провалов бизнес мог вообще перестать существовать.

Реклама, о которой все говорили

В 2017 году у Chocotravel появилась реклама, которая вызвала бурные обсуждения в обществе — в ролике обнаженные девушки с пилотками стюардесс рассказывали о преимуществах сервиса.

Николай Мазенцев говорит, что если брать сухие цифры, то это был успех — компания получила огромное количество бесплатного трафика, а продажи выросли. Но с точки зрения имиджевой составляющей, это стало серьезным испытанием для бизнеса, реклама вызвала сильный поток критики в адрес компании от многих людей. Да и сейчас всё еще вспоминают об этом кейсе:

«Это был больше коммуникационный факап: во-первых, наш сотрудник выложил рекламу в соцсети до начала рекламной кампании, мы в это время все ухали на корпоратив, и никто не мог быстро подключиться, чтобы потушить пожар и удалить ролик.

Во-вторых, у нас не было злого умысла кого-то обидеть. Мы не хотели устроить хайп, чтобы все говорили, что мы подлецы. Мы планировали обычную платную рекламную кампанию и не думали, что она станет виральной. Короче, мы не приняли во внимание менталитет, что мы можем кого-то обидеть».

Сделав выводы из этого кейса, сейчас в компании тратят больше времени на то, чтобы взвесить, о чем будет реклама и как она может затронуть чувства разных людей.

Фестиваль, который чуть не убил весь бизнес

Самый большой факап, как вспоминает Николай Мазенцев, был в 2012 году, когда Chocolife стал зарабатывать прибыль.

«Мы начали открывать другие проекты — Chocofood, Chocotravel, Lensmark, Chocomart… Думали, что мы всемогущие и сейчас все откроем. В конце 2012 года мы сделали большой Almaty Shopping Festival. Все силы от основного бизнеса Chocolife забрали на этот проект, вложили много денег в рекламу, но фестиваль… не получился и денег нам не принес. А так как мы отвлекли все силы от основного бизнеса, то и там тоже ничего не заработали. Партнеры отказывались запускать новые акции из-за неоплат, сотрудники стали увольняться из-за задержки зарплат. Это был очень трудный период, когда нам нужно было как-то выжить. Мы даже себе не платили зарплату, я на работу ходил пешком».

Благо, нашлись инвесторы, которые заняли денег, предприниматели со всеми рассчитались, смогли сохранить команду и продолжить работу.

Эта история хорошая иллюстрация того, как важно не распыляться на этапе роста и «головокружений от успехов», а сохранять фокус на основном бизнесе.

Интернет-магазин, который не взлетел

Еще Николай вспоминает историю, когда компания решила запустить Chocomart — большой интернет-магазин.

«Но столкнулись, с тем, что клиент хочет в интернете заказать не только телевизор, но и, например, подставку под него. А это разные поставщики, и чтобы быстро привезти весь заказ, оба товара должны лежать на твоем складе, а не у поставщиков. Закупить все товары — это миллионы долларов. Кроме того, пока ты маленький, то не можешь получить хорошие закупочные цены у поставщиков».

В итоге на Chocomart было потрачено $1,8 млн, но все равно пришло понимание, что компания самостоятельно не потянет такой проект — интернет-магазин продали всего за несколько сотен тысяч долларов.

«Мы пошли очень широко и не подумали, как это все финансировать, если все будет не очень. Это одна из ключевых проблем, когда ты начинаешь дефокусироваться — нужно выбрать 1-2 направления и делать их хорошо. Наша проблема в том, что мы пошли слишком широко и чуть не порвались».