Нужна помощь комьюнити: алматинец придумал продукт, позволяющий фермерам экономить десятки тысяч долларов, но не может его продать

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 05.07.2022, 08:54
Данияр Седжанов

Молодой предприниматель из Алматы Данияр Седжанов разработал для казахстанских фермеров программу учета крупного рогатого скота Digital Farm. Стартап призван помогать владельцам хозяйств точно определять поголовье овец,  баранов, коров, а также предотвращать скотокрадство и таким образом экономить десятки тысяч долларов. Но несмотря на очевидную практическую полезность, Данияр пока так и не смог наладить продажи своего продукта — об этом он честно рассказывает в кейсе для DigitalBusiness.kz.

Как появилась идея Digital Farm

Данияр Седжанов родился в Алматы, после окончания Казахского национального университета имени Аль-Фараби поехал в Бостон на образовательные курсы по специальности «прикладное программирование». Вернулся в Казахстан в 2007 году и вместе с другом основал компанию Kaznavi — один из первых в Казахстане проектов с подробной навигацией и картами. Но вышел из стартапа с развитием Google Maps. Потом разрабатывал программное обеспечение для автоматизации логистики и учета рабочего времени в клининговой компании в Дубае, год возглавлял ИТ-департамент Кентауского трансформаторного завода.

Данияр Седжанов
В 2020 году один из друзей Данияра поделился проблемой: ему не хватало времени, чтобы совмещать работу в банке в Алматы и контролировать свою ферму в 400 километрах от города. Пастухи, которых он брал на работу, постоянно сообщали о потерях скота: овцы и коровы погибали от укусов змей, атак хищников, а еще их просто крали. Проверить слова своих подчиненных товарищ Данияра никак не мог, и поэтому попросил его создать какое-то технологическое решение для контроля над стадом.

Сначала Данияр изучил рынок аналогичных устройств в Казахстане: оказалось, что есть несколько крупных поставщиков оборудования для учета сельхозживотных. Из Китая, Австралии, других стран, Казахстан для них — не основное место сбыта продукции. То есть ниша свободна.

 

— Учет поголовья овец и КРС — огромная проблема для всего Казахстана. По моим данным, фермеры ежегодно лишаются в среднем по 10% стада только потому, что не могут хотя бы еженедельно пересчитывать своих животных. Процесс пересчета 2 тысяч голов овец вручную, к примеру, может занять целый день — и здесь не исключены ошибки из-за человеческого фактора. Если этого не делать, то можно лишиться около 200 животных — а это минимум $20 тысяч убытков в год.

Я сталкивался с этим сам, когда в юности помогал деду с его хозяйством. Еще чабан может подменять ваш молодняк на свой старый скот. То есть фермер теряет много денег просто потому, что не может регулярно собирать данные и ведет свой учет в лучшем случае в тетрадке.

 

Софт свой, а на «железо» пришлось отдать 10 тысяч долларов из личных сбережений

Предприниматель придумал концепцию, которая позволила бы автоматизировать учет, решить вопрос со скотокрадством и сократить издержки фермеров. Решение выглядит так: животному вживляют в ухо электронную метку, которая сохраняет информацию о его поле, возрасте и весе. Утром и вечером скот с бирками проходит через турникеты со считывателями меток — вся информация попадает в облачный сервис. Доступ к нему можно получить через телефон, компьютер или любое другое устройство фермера. Одно устройство должно проводить учет стада в 2 тысячи голов скота за час.

Разработка Данияра Седжанова

— Разработку софта я взял на себя. Оборудование заказал в Китае, и на старте потратил на это около $10 тысяч личных сбережений. Это универсальное железо, которое используют на складах и во многих производствах — его предстояло адаптировать под нужды животноводства. Процесс создания готового продукта занял чуть больше года, причем 70% времени ушло на тестирование и устранение недостатков в работе устройства.

Первые проблемы: система не видела 1-3% животных

Самым сложным процессом была наладка оборудования. Данияр нашел хозяйство (для этого сделал рассылку на 200 фермеров), владелец которого согласился предоставить своих животных для экспериментов.

Во время тестов он выяснил: при прогонке стада через считыватель возникает погрешность на уровне 1-3%, то есть из 100 животных устройство могло не учесть до 3 голов.

— Каждая потерянная овца — это 100 долларов убытков, корова — минимум 300 долларов, поэтому проблема была серьезной. Я долго разбирался, в чем была ошибка. Выяснил, что платформа, через которую проходят животные, достаточно большая, и антенна-считыватель просто не захватывает часть пространства. Пришлось поменять ее на более мощный образец и настроить так, чтобы она работала по всей платформе.

Разработка Данияра Седжанова

Может ли стартапер-разработчик быть сейлзом: одна продажа из 200 попыток

Летом 2021 года Данияр «допилил» продукт и занялся продажами. Создал сайт и запустил таргетированную рекламу через соцсети — это позволило за месяц привлечь внимание 50 фермеров. Данияр пообщался практически с каждым из них, но безрезультатно:

— Разговариваю с человеком и спрашиваю, какое у него поголовье, сколько самцов и самок. Фермер оперирует лишь примерными цифрами и признается, что проблема учета действительно есть. Я рассказываю о своем решении его боли, предлагаю приехать в хозяйство и показать, как все работает. Но по каким-то причинам он боится называть свое местоположение, поэтому предлагает встретиться на моей территории. А потом просто забывает о договоренности — и я теряю потенциального покупателя.

Разработка Данияра Седжанова

За лето 2021 года Данияр так и не продал ни одного устройства, потому что не смог наладить контакт со своей целевой аудиторией. Еще одна причина — засуха и отсутствие кормовой базы для животных, из-за чего многим фермерам было просто не до высоких технологий.

Первая продажа произошла лишь в ноябре после 200 неудачных попыток. Причем покупатель сам нашел Данияра и захотел попробовать его решение у себя.

На данный момент Данияр продал лишь три комплекта устройств (каждый комплект стоит 1-2 миллиона тенге) и поставил один набор в качестве эксперимента. Главную причину таких скромных результатов предприниматель объясняет так:

— Я не продажник, а разработчик. Могу тестировать, испытывать, налаживать и создавать реально работающий продукт, но не знаю, как его правильно презентовать людям. Иногда просто сдаюсь и не пытаюсь дожать потенциального клиента после первого же «нет». Поэтому мне в команду нужен партнер, который взял бы дистрибуцию на себя.

Редакция DigitalBusiness.kz обращается к сообществу профессионалов Казахстана

Если вы можете дать Данияру практические советы о том, как наладить продажи продукта, — присылайте их нам в редакцию, опубликуем!

Пишите также, если вы хотите стать партнером Данияра по дистрибуции, мы передадим ваши контакты и будем следить за развитием проекта Digital Farm.

Помощь комьюнити
Редакция DigitalBusiness.kz обращается к сообществу профессионалов Казахстана

Если вы можете дать Данияру практические советы о том, как наладить продажи продукта, — присылайте их нам в редакцию, опубликуем!

Пишите также, если вы хотите стать партнером Данияра по дистрибуции, мы передадим ваши контакты и будем следить за развитием проекта Digital Farm.

Помощь комьюнити